Консультация для родителей:
«Профилактика письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения"
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.
Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные).
При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
Чтобы предупредить все выше перечисленные проблемы у детей в дошкольном возрасте вам помогут игры перечисленные ниже.
Чаще всего у детей наблюдаются ошибки в виде:
vзеркального написания букв, смешения графически сходных букв;
vошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме.
vошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твёрдости, глухости звонкости;
vошибки на уровне, слога, слова, предложения и текста;
vошибки, вызванные несформированностью лексико – грамматических категорий.
Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа. При работе с детьми можно использовать различные методы и приёмы (дидактические игры, упражнения, компьютерные развивающие игры и презентации).
Для профилактики акустико - аграмматической дисграфии можно использовать игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении.
Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с нарушением речи
Игра «Дин-Дон»
Закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.
Игра «Звонкий глухой»
Способствующие развитию фонематического слуха, увеличению объёма внимания, памяти, расширяющие словарный запас.
Специально подобранные упражнения помогают логопеду развить у детей:
- зрительное восприятие ( восприятие цвета, формы, размера и величины предметов).
Игра «Найди буквы А – О, С – Е среди букв».
Игра «Положи (запиши ) рядом с каждым предметом ту букву на которую он похож».
Например: пуговица – О, ветка – У.
Игра «Что есть что?»
Игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий, по контуру символ буквы.
Игра «Составь слово из букв».
Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы
А- У, И – А.
Пространственное восприятие и представление развивают такие задания как:
Игра «Подбери по контуру»
Игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.
Игра «Слоговое лото»
С помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.
Игра «Слоговое домино»
Способствует формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (СГ).
Игра «Слоговые кубики»
На начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отработать навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.
Игра «Вылечи словечко»
У ребёнка карточка с картинками написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА, ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог СА в начало или конец слова.
Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводится в следующей последовательности:
v Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):
v «Назови гласный, согласный звук в слове»
v «Разложи картинки под гласными, согласными».
v Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова).
Игра «Сложи слово» - пазлы.
Игра позволяет составить слово; определить гласную, первую последнюю согласную букву в слове; определить место буквы в слове.
Игра «Гусенички»
Пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.
Игра «Звуковые замки»
Дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.
Игра «Сосчитай сколько букв в слове».
Определение последовательности и количества звуков в слове.
Игра «Слова читай буквы, вставляй».
Эта игра также помогает детям совершенствовать навыки чтения.
Коррекционная работа по профилактике дисграфии также оказывает благотворное влияние на развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания.
Таким образом, систематически проводимая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи, позволяет надеяться, что дети, выпущенные из детского сада не будут испытывать серьёзных трудностей в овладении школьной программой и отставать от сверстников имеющих нормальное речевое развития.
Желаем удачи!