Овладение грамотой доступно 5-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню
его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью,
обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
Дети с нарушениям речи и зрения испытывают затруднения не только в различении звуков,
но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся
произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают
медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко
отличаются от письма детей с правильной речью.
Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими
(звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно
выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий
в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.
Примерные ошибки в написании слов:
МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов.
Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
Дети от 5 до 6 лет.
Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками,
шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать
интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.
Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень
обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его
обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук»
и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы)
дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным
детям данного возраста.
Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями
и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии,
словесному образцу, памяти, замыслу.
В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.