Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от
степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно
тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего
развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает
благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно
происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает
ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Предлагаем вашему вниманию комплекс пальчиковой гимнастики, но сначала разминка...
1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это
одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой,
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. "Замок". Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. "Солнечные лучи". Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. "Ножницы". Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе.
Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. "Пальчики здороваются". Подушечки пальцев по очереди прикасаются к
большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на
столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
Пальчиковая гимнастика
Любой небольшой стишок, потешку или песенку
можно "переложить на пальцы", то есть придумать несложные
движения для пальчиков, которые потом можно постепенно усложнять.
«БЕЛКИ»
Раз, два, три, четыре, пять
Пришли белки поиграть, (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (спрячьте руку за спину)
Четыре белочки осталось, (выставляют четыре пальца)
А теперь скорей смотри (спрячьте руку за спину)
Их уже осталось три. (выставляют три пальца)
Ну и ну, какая жалость (спрячьте руку за спину)
Только две у нас осталось, (выставляют два пальца)
Эта новость так грустна (спрячьте руку за спину)
Осталась белочка одна, (выставляют одни палец)
«ПО ГРИБЫ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел.
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня, Серебристый
самолёт, Три ракеты, вездеход,
Самосвал, Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики).
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные,
упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все
речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются
тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи,
называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить
речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь
подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.
1."Заборчик" - широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы
стоят ровно на нижних) удерживать -5-7 сек.
2."Слоник" - вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5-7
сек. Чередовать упражнения N1 и N2
3."Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать
губами, произнося "пя-пя-пя". Повторить 3 раза.
4."Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на
нижнюю губу, сказав один раз "пя" Язык не должен двигаться. Рот чуть
приоткрыт. Удерживать 3-10 сек.
5."Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем
кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая им вправо-влево (сначала
нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами.
Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.
6."Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать
верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы
(нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).
7."Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком
языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до
зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы,
отрываться "от потолка" и двигаться влево-вправо. Нижняя челюсть не
должна двигаться.
8."Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком
медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха.
Стараться не двигать нижней челюстью.
9."Качели" - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз.
Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.
10."Шоколадка" - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по
часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.
Большая опасность заключается в том, что многие родители
считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем
повторения различных скороговорок. Но необходимо помнить о том, что
сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах. Залогом четкого произношения звуков
и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Упражнения для речевого дыхания
• футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок
должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
• снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое
снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
• листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить
ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так,
чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого
дерева упали.
• бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить
ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить,
чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
• кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
• одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за
правильностью выдоха).
• шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно
следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Техника выполнения упражнений:
• воздух набирать через нос
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их
можно придерживать руками)
• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может
привести к головокружению.
Дорогие родители, бабушки и дедушки!
Я желаю вам удачи и терпения.