«ЦВЕТНЫЕ РЕЗИНОЧКИ»
(Комбинированные упражнения для детей с нарушением зрения по мелкой моторике и зрительной гимнастике)
Пояснительная записка
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарование детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Развитие мелкой мускулатуры рук является важной задачей для развития ребёнка в целом. То есть является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития, развивает координацию движений, улучшает внимание и память, помогает выработать терпение и усидчивость
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Поэтому детям с нарушением зрения необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики и сочетать его с решением других задач коррекционно-педагогической работы. Для этого педагогические методики должны быть универсальны. В работе с детьми данной категории необходимо использовать такие игровые приемы, в которых одновременно реализуются два направления:
1. Развитие ребёнка;
2. Восстановление и компенсация нарушенных функций.
В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также коррекционная гимнастика для глаз. Я предлагаю комбинированные упражнения с цветными резиночками, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада и дома с родителями. Эти упражнения влияют на зрение ребёнка и включают в себя одновременно решение таких вопросов как:
· развитие точности движений пальцев;
· формирование координированных движений пальцев под визуальным контролем и без него;
· развитие ориентации на руках;
· развитие осязательного восприятия;
· развитие зрительных функций (главным образом аккомодации);
· развитие подвижности глаз и фиксации;
· развитие зрительного восприятия (восприятие объектов при разной удалённости, прослеживание за действиями руки и др.);
· развитие зрительного внимания и зрительной памяти;
· развитие речи.
Организация и проведение упражнений с цветными резиночками преимущественно в игровой форме.
Данная методика предназначена не только педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения. Её могут использовать в свое работе учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели общеобразовательных групп, учителя начальных классов, студенты. А также её могут использовать родители.
Учебный материал
Учебным материалом для проведения упражнений служат разные размеры рук: маленькая «скульптурная», средняя и большая «плоскостная», а также рука ребёнка и рука педагога. Это даёт возможность увеличивать расстояние фокусировки для детей с косоглазием и амблиопией от одного метра до шести. Разноцветные резиночки, которые дети нанизывают на пальцы.
Подготовительный этап
Цель этого этапа ознакомить детей с учебным материалом, местом и вариантами выполнения упражнений, обучить одеванию резиночек на каждый палец, названию пальцев, подготовить детей к усвоению определённых правил, по которым следует действовать. Эти правила связаны с выполнением задания по показу, по схематическому рисунку, по словесной инструкции, с помощью комбинированной информации.
Подготовительный этап может быть организован в любой зоне помещения группы или кабинета дефектолога. Дети могут находиться, как за рабочими местами (столами) расположенными в несколько рядов, так и за столами, расставленными различным образом (в линию, полукругом, п-образно). Важно, чтобы образец с цветными резиночками располагался в зоне комфортного видения: недалеко, при нормальном освещении, чтобы дети без лишних затрат правильно понимали пространственное расположение руки и считывали с неё информацию.
Игровой этап
Игровые упражнения проходят в группе, в кабинете дефектолога, используются на различных викторинах, соревнованиях и физкультминутках.
Во всех упражнениях представлено надевание ребёнком резиночек на свои руки по какому-либо образцу или определённым правилам. Главная особенность этих упражнений заключается в том, чтобы образец для выполнения задания был удалён от ребёнка на некоторое расстояние. Только в этом случае может быть обеспечена зрительная гимнастика глаза, когда фокусировка изменяется с близкого расстояния вдаль и обратно несколько раз подряд. Такое чередование улучшает процесс аккомодации, уменьшает время переаккомодации. В тоже время, следует помнить, что расположение образца вдали должно обеспечивать его хорошее видение (т.е. образец должен быть соответствующего размера и контраста, чтобы ребёнок с нарушением зрения видел его не на пределе своих возможностей).
Игровые упражнения с использованием «живых» рук:
«Сделай как я»
Материал: у педагога и каждого ребёнка одна резиночка.
Задание: педагог надевает резиночку на определённый палец и показывает детям. Они должны повторить его действия.
Варианты усложнения:
· Время показа ограничено;
· У педагога две, три резиночки. Время показа ограничено;
· Надевание резиночки проходит с называнием соответствующего пальца. Роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.


«Посмотри и повтори»
Материал: у каждого ребёнка свой набор цветных резиночек. Педагог представляет детям некоторую композицию на своей руке.
Задание: повторить показанную композицию правильно и быстро.
Варианты усложнения:
· Время показа композиции ограничено;
· Педагог передвигает руку в пространстве с постоянной скоростью. При этом он может периодически останавливаться на мгновение (для фиксации взгляда);
· Пальцы педагога обязательно прямые, но форма кисти может изменяться;
· Педагог представляет композицию на двух руках;
· Игровое упражнение проходит между детьми в парах. Педагог контролирует игровой процесс.

Игровые упражнения с использованием «скульптурных» рук:
«Заметно – незаметно»
Материал: у каждого ребёнка своя «скульптурная» рука и соответствующий набор цветных резиночек.
Задание: создать композицию определённого (хроматического) контраста. Объясняя задание, педагог употребляет такие слова как: «яркий», «сочный», «бросающийся в глаза», «очень заметный», «красивый», «почти незаметный», «неприметный», «сливающийся», «одинаковый», «некрасивый» и т.д.
Варианты выполнения: тоже задание выполнить на собственных руках. На одной руке контрастный вариант композиции, на другой – сливающийся вариант. Дети указывают на ту руку, на которой они лучше различают резиночки.


«Учитель – ученик»
Материал: у каждого ребёнка своя «скульптурная» рука и соответствующий набор цветных резиночек.
Задание: каждый ребёнок для другого является педагогом и учеником. Вначале дети в роли учителей, используя «скульптурную» руку, создают вариант задания для своего товарища (надевают цветные резиночки на «скульптурную» руку). Далее дети в роли учеников: «скульптурная» рука товарища с композицией для них является образцом. Они повторяют её на своей руке. В заключении каждый ребёнок оценивает правильность выполнения своего задания товарищем. Педагог также контролирует правильность выполнения задания.

«Вращающаяся рука»
Материал: композиция «скульптурной» руки на вращающемся диске (мы используем старый проигрыватель пластинок). У каждого ребёнка свой набор цветных резиночек.
Задание: повторить композицию на своей руке. После выполнения задания остановить вращение образца. Отметить, кто выполнил задание первым, вторым… у кого есть ошибки и какие.

Игровые упражнения с использованием плоских форм рук:
«Надевание колец по цвету»
Материал: плоская форма руки, магнитная доска, цветные магниты. У каждого ребёнка свой набор цветных резиночек.
Задание: надеть резиночки на свою руку согласно образцу, представленному на магнитной доске (рядом с пальцем «плоской руки» находится соответствующий, цветной магнит, указывающий на цвет резиночки, которую следует одеть на данный палец).

«Переодевание»
Материал: магнитная доска, цветные магниты, маркер, две плоские формы рук (чёрная и белая, правая и левая), у каждого ребёнка свой набор цветных резиночек.
Задание: на доске расположены в разных концах плоские формы рук (черная и белая). Вначале надеть резиночки на правую руку согласно образцу с цветными магнитами. Затем переодеть резиночки на левую руку согласно тем волнообразным линиям (стрелкам), которые прочерчивает педагог на доске от пальцев правой руки к свободным (разноимённым) пальцам левой руки.
Варианты усложнения:
· Поворот руки-образца на магнитной доске на любой угол.
· Ребёнок выходит к доске и даёт задание.


Игровые упражнения с использованием всевозможных вариантов рук:
«Надевание резиночек с поворотом»
Материал: магнитная доска, цветные магниты, плоская форма руки, «скульптурная» рука, набор цветных резиночек. Расположение «скульптурной» руки на столе напротив плоской руки, прикреплённой к магнитной доске. Ребёнок стоит (сидит) между столом и доской.
Задание: одеть на «скульптурную» руку резиночки согласно образцу на магнитной доске.
Варианты усложнения:
· Образец на магнитной доске может быть повёрнут на любой угол;
· С поворотом через правое (левое) плечо;
· Работать правой (левой) рукой
· Светлые резиночки брать левой рукой, а тёмные правой рукой.

Примечание: данное упражнение не рекомендуется для детей с расходящемся косоглазием. Если у ребёнка сходящееся содружественное косоглазие, то повороты следует выполнять попеременно в разные стороны. Если сходящиеся косоглазие наблюдается на одном глазу, то повороты следует выполнять в сторону косящего глаза.
«Найди ошибку»
Материал: «скульптурная» рука с композицией – образец, а рука педагога, как повторение этой композиции, но с ошибкой. У каждого ребёнка свой набор цветных резиночек.
Задание: найти ошибки. Сколько ошибок? На какой руке? На каком пальце?
Варианты усложнения:
· Создать композицию на своей руке с одной ошибкой;
· Создать композицию на своей руке с одной ошибкой по цвету;
· Создать композицию на своей руке с ошибками по количеству и цвету резиночек;
· Выполняется в парах. Создать композицию на своей руке с различными ошибками. Далее каждый ребёнок ищет ошибки в композиции своего партнёра.

Рекомендации к упражнениям с цветными резиночками:
· во всех упражнениях, во время показа своей руки педагогу требовать от детей полного разгибания пальцев;
· в тех упражнениях, где в надевании резиночек задействована одна рука, каждое последующее надевание следует выполнять на противоположной руке;
· рука взрослого должна находиться от ребенка на некотором расстоянии, только в этом случае может быть обеспечена зрительная гимнастика глаза, когда фокусировка изменяется с близкого расстояния вдаль и обратно несколько раз подряд.
Заключение
Благодаря комбинированным упражнениям по развитию мелкой моторики и зрительной гимнастики, навыки детей стали совершенными, что позволило преодолеть неуверенность и скованность движений руки. Дети с нарушением зрения овладели приёмами предметно-практической деятельности, а зрительно-моторные реакции стали более точные и координированные, что позволило осуществить подготовку руки к письму. Дети с нарушение зрения стали более активными, любознательными и усидчивыми в процессе обучения. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность данной методики.
Список литературы
1. Гореева Н. – Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002.- №6. – С. 75-79.
2. Ермакова В.П. – Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Изд.: «Владос», 2000. – С. 240.
3. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений /Под ред. Кузнецовой Л.В. – М.: Изд.: «Академия», 2003. – С. 480.
4. Подколзина Е.Н. - Некотрые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология, 2001г.- № 2.
5. Подколзина Е.Н. - Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология, 2005г.- № 6.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Изд.: «Экзамен», 2003.- С. 256.
7. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под ред. Стребелевой Е.А.- М.: Изд.: «Академия», 2001. – С. 312.
8. Шеповских Е.- Развитие мелкой моторики //Дошкольное воспитание. 2000. - №5. – С. 61.