Для активизации пространственного восприятия важно, чтобы дети не только понимали слова, обозначающие пространственные отношения, но чтобы эти слова обязательно стали частью их активного словаря. Помочь в этом могут игры. Одна из них – вариант известной игры «Муха». Другая – «Паучок».
«МУХА»
Цель игры: введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре основных направления перемещения на плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), развитие внимания.
На доске или на листе бумаги рисуется квадратное игровое поле в клетку. В центральной клетке изображается муха.
Правила игры: Муха может «ходить» вверх, вниз, вправо, влево, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении. Дети по очереди говорят, куда должна перейти муха. Проигрывает тот, по чьему приказу муха окажется за пределами игрового поля.
Примечание:
1.Взрослый должен сразу же показывать на доске указкой (на листе – карандашом), где оказалась муха в результате очередного перемещения. Именно это позволяет детям чётко соотнести словесное обозначение направления с его зрительным образом.
2.На начальных этапах освоения игры полезно бывает ввести правило, которое запрещает мухе пятиться назад. Иначе некоторые «изобретатели» находят способ избавления от риска ошибок, отыгрывая назад чужие ходы.
3.Уместно ограничить время на размышление. Надолго задумавшийся ребёнок пропускает ход или исключается из игры.
4.Когда игра полностью освоена, можно предложить дошкольникам играть «на выбывание».
«ПАУЧОК»
Цель игры: Введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре диагональных направления перемещения на плоскости: «вправо вверх», «вправо вниз», «влево вверх», «влево вниз» и «наискосок»
На доске или листе бумаги рисуется игровое поле. Линии клеток расположены наискосок и образуют «паутину». В любом месте, где пересекаются «паутинки», ведущий располагает (рисует. Прикрепляет магнитом) паучка. В любое другое место пересечения паутинок помещается (рисуется, прикрепляется) муха.
Правила игры: Паучок передвигается только по линиям паутины (то есть наискосок вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз), каждый раз перемещаясь на одну клетку. Ведущий указкой или карандашом отмечает место, где оказывается паучок. Он должен дойти до мухи и поймать её. Дети по очереди называют направление, в котором должен передвигаться паучок.
Обычная продолжительность игры – до поимки трёх мух.
Паучок каждый раз остаётся в том месте, где он поймал предыдущую муху. В какое место на паутине опускается следующая муха, определяет ведущий.
На первом этапе освоения игры дети часто затрудняются верно назвать направление. Они предлагают паучку идти «вперёд», указывая одно из четырёх основных направлений и даже «приказывают» паучку идти «вправо влево». Задача взрослого – моментально указать на невозможность такого перемещения: «В этом направлении нет паутинки»; «Я не понимаю, что ты имеешь в виду, когда говоришь «вперёд»; «Нельзя идти одновременно вправо и влево». При необходимости педагог должен перечислить верные наименования направлений, каждый раз одновременно показывая их на игровом поле. В этом случае ребёнку остаётся только выбрать одно из этих направлений и повторить его название вслед за взрослым. Скоро необходимость в такой помощи отпадёт.