Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное  казенное

 дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад  № 391

комбинированного вида "Елочка"

Сочетание тифлопедагогического занятия т двигательной активности детей с нарушением зрения.

 

   Движение – одно из важнейших условий жизни и развития ребёнка. Физическая активность стимулирует процессы развития и формирования организма ребёнка. Известно, что значительную часть времени на занятиях тифлопедагога дети сидят за столами. Любое статическое положение, если оно длительно, не является комфортным для ребёнка дошкольного возраста. Поведение самих детей на занятиях за столами показывает, что через некоторое время у ребят появляется потребность в движении. Тогда тифлопедагог проводит физкультпаузы, физкультминутки или двигательные упражнения, а затем вновь может предложить детям занятия за столами. Такой приём правильный и хорошо известен. Но это не единственный вариант повышения двигательной активности детей с нарушением зрения в условиях занятий в кабинете тифлопедагога.

   Была предложена оригинальная методика проведения тифлопедагогического занятия[1], которая используется и дополняется нами в практической работе. Реализация данной методики в кабинете тифлопедагога достигается за счёт расширения учебного пространства при помощи установки сетки. Это сделано так, чтобы дети имели возможность располагаться и передвигаться с разных сторон от сетки. Делается «акцент на движении, как связующем звене комбинированного занятия тифлопедагога». Чтобы выполнить очередное задание педагога, ребёнку приходиться приседать, вставать на колени, подниматься на носки, выполнять зрительный поиск, движения мелкой моторики, периодически отходить и походить к сетке и т.д.

  Используя такие формы проведения занятий, мы побуждаем детей действовать более эмоционально, восполняем у них дефицит двигательной деятельности и активизируем также зрительные функции.

  Взяв за основу данную методику, мы моделировали некоторые упражнения автора, а также составили из них серию тематических упражнений.

  Проведя сравнительный анализ традиционных занятий и занятий с использование сетки и прищепок, мы заметили положительные изменения не только в увеличении двигательной активности детей, но и также и в повышении мотивации к занятиям, снижении утомляемости.

Предлагаем ряд таких упражнений. Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки, ленточки, шнурочки.

«Каждый сверчок, знай свой шесток»

У ребёнка набор карточек. Необходимо прикрепить карточки на сетке, на разной высоте (одну над другой) в определённой последовательности. Например: карточки с грибами – на самом верху, внизу – карточки с овощами, на уровне пояса – карточки с полевыми цветами и т.д. при выполнении задания ребёнок использует различные исходные положения: ложится на живот, встаёт на колени, поднимается на носки и т.д.

«Бабушкины помощники»

На сетке, на разной высоте прикреплены карточки. Ребёнок по заданию тифлопедагога снимает с сетки карточки с изображениями фруктов, овощей, ягод, грибов и т.д. ребёнок выполняет задания из разных положений. После снятия карточек, ребёнок сортирует их согласно классификации, предложенной педагогом.

«Собираем букет из цветов»

На сетке, на разной высоте прикреплены карточки с изображением цветов и другими изображениями. Ребёнок зрительно находит на сетке карточки с изображением цветов, словесно обозначает их пространственное расположение. Например: «в верхнем левом углу», «в нижнем правом», «справа от…» и т.д. Затем снимает и собирает букет цветов из карточек.

«Весенний (осенний) венок»

Ребёнок прикрепляет на сетке карточки с изображением цветов (листьев) в определённой последовательности (по образцу) т.е. «плетёт венок». Задание выполняется из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лёжа на животе, стоя на одной ноге.

«Самоделкин»

Ребёнок прикрепляет на сетке плоские геометрические фигуры, складывая из них по образцу автомобиль (корабль, самолёт, ракету и т.д.)

«Знатоки транспорта»

На сетке, на разной высоте закреплены карточки с изображением различного транспорта. Тифлопедагог предлагает ребёнку перевесить карточки в другой последовательности. Например: в начале – воздушный транспорт, затем – наземный транспорт, водный транспорт и т.д. Или расположить карточки с изображение транспорта в зависимости от скорости его движения (от самого медленного до самого быстрого – велосипед, машина, самолёт, ракета и т.д.)

«Помоги маме развесить бельё»

Необходимо развесить предметы одежды кукол. Варианты: развесить в разных местах на сетке одежду для мальчиков, для девочек, головные уборы, зимнюю одежду и т.д.

«Волшебная палочка»

На сетке на разной высоте прикреплены карточки. Ребёнок располагается со стороны, противоположной изображению карточек с палкой в руке. Необходимо палкой отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено.

«Цветные ленты»

Необходимо завязать ленты на сетку. Варианты: по инструкции тифлопедагога - «в верхнем левом углу», «в нижнем правом», «справа от…»

«Завяжи бантик»

Ребенку предлагается завязать бантики из шнурочков из разных положений (сидя, стоя на носочках и т.д.)

 


 

 

[1] Мишин М.А., Козлова Е.В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001. - №2. – С. 30-40.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"