муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирск «Детский сад № 391комбинированного вида «Елочка"
630102, ул.Б.Богаткова, 25 ИНН 5405163154 т. 266-21-34
ПРОГРАММА
"Азбука безопасности"
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Составитель:
Рыжкова Елена Викторовна, старший воспитатель
Мацкевич Светлана Константиновна, воспитатель,
Ромашко Марина Юрьевна, воспитатель
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из-за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Они забывают принимать необходимые меры, чтобы оградить себя и свои семьи от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
В связи с этим родительская общественность нашего учреждения предъявляет повышенные требования к ДОУ в подготовке детей к действиям в различных ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью.
Данные факторы обусловили необходимость разработки и реализации авторской программы «Азбука безопасности».
Авторская программа «Азбука безопасности» (далее - Программа) разработана педагогами МКДОУ д/с№391 в соответствии с:
· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 года с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013 года) "Об образовании в Российской Федерации";
· "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г., утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации;
· Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155);
· Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 года № 30038 (зарегистрированного в Минюсте России 26.09.2013 № 1014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования".
· "Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №391 комбинированного вида «Елочка»
Программа разработана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Формирование основ безопасности дошкольников».
Данная программа составляет часть, формируемую участниками образовательных отношений, основной образовательной программы МКДОУ детский сад №391 учитывает образовательные потребности воспитанников, членов их семей и ориентирована на специфику социокультурных условий, в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Программа дополняет и расширяет задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад № 391 «Елочка», не противоречит с методологической точки зрения для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).
Реализация программы «Азбука безопасности» осуществляется с использованием следующих методов и технологий:
- Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога).
- Технологии дифференцированного обучения.
- Игровые технологии.
- Технологии интегрированного обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Метод наблюдения и беседы.
-Проектная деятельность.
-Информационно-коммуникационные технологии.
Цель Программы: формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Задачи:
1. Формировать представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе; правилах безопасности дорожного движения; некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
2. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
3. Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
4. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни.
5. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.
Эту проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.
Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу.
6. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом Программы.
7. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
8. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
9. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
Срок реализации Программы 2 года:
· первый год обучения - дети старшей группы, 5- 6 лет.
· второй год обучения - дети подготовительной группы, 6-7 лет.
Образовательная деятельность осуществляется с детьми всей группы в форме совместной деятельности:
старшая группа – 1 раз в неделю, продолжительность 25 минут;
подготовительная группа - 1раз в неделю – 30 минут.
Реализацию программы «Азбука безопасности» осуществляют воспитатели старших и подготовительных групп, 2 учителя-дефектолога, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты освоения Программы:
Первый год обучения Старшая группа (от 5 до 6 лет)
раздел |
результат |
«Ребёнок и другие люди»
|
- знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
- имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
- имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице. |
«Ребёнок и природа»
|
- различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
- знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
-знает правила поведения во время грозы |
«Ребёнок дома»
|
- знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- имеет представление о мерах пожарной безопасности;
- имеет представление о работе милиции. |
«Здоровье ребёнка»
|
- имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
- знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
- имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
- знает правила поведения на воде. |
«Ребёнок на улице»
|
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.). |
Второй год обучения. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7лет)
раздел |
результат |
«Ребёнок и другие люди»
|
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
- знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
- знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину. |
«Ребёнок и природа»
|
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
|
«Ребёнок дома» |
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
- знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. |
«Здоровье ребёнка»
|
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
- имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья. |
«Ребёнок на улице»
|
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать;
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Понятие «безопасность жизнедеятельности» рассматривается как составляющее общей культуры человека и подразумевающее совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека; умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.
В понятие «образовательная среда формирования безопасности жизнедеятельности» включаются такие аспекты, как: взаимодействие всех участников педагогического процесса, предметная развивающая среда.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности.
Формы организации образовательной деятельности:
· игры – занятия;
· беседы;
· чтение художественной литературы;
· рассматривание иллюстраций по теме;
· наблюдения;
· экскурсии;
· сюжетно – ролевые игры;
· настольные, дидактические, подвижные игры;
· игры - тренинги;
· просмотр мультфильмов;
· продуктивная деятельность;
· отгадывание загадок;
· развлечения;
· досуги;
· разыгрывание ситуаций с предлагаемыми обстоятельствами;
Реализация Программы осуществляется в шести направлениях:
1. «Ребенок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребенок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.
2. Ребенок и природа.
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
3. Ребенок дома.
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел Программы.
4. Здоровье ребенка.
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
5. Ребенок на улице.
Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.
1. Учебный план
Первый год обучения. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
№ |
Тема разделов |
Количество
образовательных ситуаций |
1 |
Ребёнок и другие люди |
4 |
2 |
Ребёнок и природа |
4 |
3 |
Ребёнок дома |
6 |
4 |
Здоровье ребёнка |
10 |
5 |
Ребёнок на улице |
11 |
Итого |
35 |
Второй год обучения. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
№ |
Тема разделов |
Количество
образовательных ситуаций |
1 |
Ребёнок и другие люди |
4 |
2 |
Ребёнок и природа |
4 |
3 |
Ребёнок дома |
5 |
4 |
Здоровье ребёнка |
11 |
5 |
Ребёнок на улице |
11 |
Итого |
35 |
2. Перспективный план
Первый год обучения. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Месяц |
Тема |
Содержание работы |
Источник |
сентябрь |
Контакты с незнакомыми людьми на улице |
Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях |
№ 1
стр. 42
|
Съедобные ягоды и ядовитые растения |
Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть |
№ 1
стр. 79 |
Прогулка по городу |
Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте |
№ 3
стр. 69
Конспект |
Микробы и вирусы |
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) |
№ 1
стр. 96 |
октябрь |
Чтобы нам не болеть |
Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам). |
№ 2
стр. 51 |
Улица полна неожиданностей |
Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья |
№ 3
стр. 69
Конспект |
Для чего нужны дорожные знаки |
Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения |
№ 3
стр. 29
|
Путешествие в страну правил дорожного движения (досуг) |
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности |
Конспект |
ноябрь |
Я потерялся |
Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации |
№ 3
стр. 69
Конспект |
Взаимосвязь и взаимодействие в природе |
Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды |
№ 1
стр. 70 |
Контакты с животными |
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны |
№ 1
стр. 83 |
Если чужой приходит в дом |
Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни |
№ 2
стр. 86 |
декабрь |
Пожароопасные предметы |
Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться |
№ 1
стр. 54 |
Предметы, требующие осторожного обращения |
Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами |
№ 1
стр. 56 |
Пожар |
Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём |
№ 2
стр. 13 |
Огонь – судья беспечности людей (досуг) |
Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём |
№ 2
стр. 15 |
январь |
Насильственные действия незнакомого взрослого на улице |
Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице |
№ 1
стр. 49 |
Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход) |
Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения |
№ 3
стр. 25 |
Правила дорожного движения |
Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика |
№ 3
стр. 33 |
февраль
|
Служба «02» |
Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого |
№ 2
стр. 19 |
Как работает сердце человека |
Познакомить детей с назначением и работой сердца |
№ 1
стр. 86 |
Как мы дышим |
Ознакомить детей с органами дыхания |
№ 1
стр. 90 |
Здоровье и болезнь |
Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. |
№ 1
стр. 97 |
март
|
Незнайка на улице (досуг) |
Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения |
Конспект |
Здоровая пища |
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной |
№ 1
стр. 104 |
Одежда и здоровье |
Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться |
№ 1
стр. 113 |
Гроза |
Знакомство детей с правилами поведения во время грозы |
№ 2
стр. 24 |
апрель |
В здоровом теле – здоровый дух (досуг) |
Формировать у детей умение заботиться о своём; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие |
Конспект |
Режим дня |
Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья |
№ 1
стр. 106 |
Игры во дворе |
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. |
№ 1
стр. 122 |
Безопасность |
Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. |
№ 2
стр. |
май
|
Красный, жёлтый, зелёный (досуг) |
Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. |
№ 5
стр. 8 |
Контакты незнакомыми людьми дома |
Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. |
№ 1
стр. 46 |
Обучение правилам поведения на воде |
Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение |
№ 2
стр. 60 |
Азбука безопасности (викторина) |
Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе |
Конспект |
Второй год обучения. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Месяц |
Тема |
Содержание занятия |
литература |
сентябрь |
Опасные ситуации: насильственные действия незнакомого взрослого на улице |
Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения |
№ 1
стр. 49 |
Съедобные ягоды и ядовитые растения |
Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть |
№ 1
стр. 79 |
В городском транспорте |
Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте |
№ 1
стр. 114 |
Здоровье и болезнь |
Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью |
№ 1
стр. 97 |
октябрь |
Витамины и полезные продукты |
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. |
№ 1
стр. 101 |
Правила дорожного движения |
Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика |
№ 3
стр. 33 |
Изучение дорожных знаков |
Познакомить с новыми дорожными знаками: «Железнодорожный переезд», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»; учить различать знаки, знакомить с назначением |
№ 3
стр. 46
|
В стране дорожных знаков (досуг или викторина) |
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением; формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; развивать речевые умения детей в процессе коммуникации со сверстниками: обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность и координировать действия; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице. |
№ 3
стр. 35
Конспект
|
ноябрь |
Если ты потерялся в городе |
Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснять, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации |
№ 1
стр. 129
|
Будем беречь и охранять природу |
Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. |
№ 1
стр. 73 |
Контакты с животными |
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. |
№ 1
стр. 83 |
Если чужой приходит в дом |
Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни |
№ 2
стр. 86 |
декабрь |
Опасные предметы |
Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами |
№ 1
стр. 56 |
Использование и хранение опасных предметов |
Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. |
№ 1
стр. 58 |
Пожар |
Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду |
№ 1
стр. 61 |
Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности |
Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. |
№ 1
стр. 66 |
январь |
Ребёнок и его старшие приятели |
Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию |
№ 1
стр. 52 |
Берегись автомобиля |
Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города; закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора; о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы |
№ 3
стр. 40
|
Дорожные знаки |
Закреплять знания детей о работе светофора; знакомить с назначением дорожных знаков; расширять и углублять представления о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения на улице |
№ 3
стр. 43
|
февраль
|
Скорая помощь |
Учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребёнка быстрому реагированию на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь» |
№ 1
стр. 64
№ 2
стр. 21 |
Что мы делаем, когда едим |
Познакомить детей с назначением и работой пищеварительной системы |
№ 1
стр. 89 |
Как движутся части тела |
Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела |
№ 1
стр. 93 |
Здоровье и болезнь |
Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. |
№ 1
стр. 97 |
март |
Приключения Незнайки (досуг) |
Закрепить знания о сигналах светофора, о назначении изученных дорожных знаков; формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения |
Конспект |
Здоровая пища |
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной |
№ 1
стр. 104 |
Одежда и здоровье |
Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться |
№ 1
стр. 113 |
Личная гигиена |
Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур |
№ 1
стр. 98 |
апрель |
Спорт |
Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека |
№ 1
стр. 109 |
Витамины и здоровый организм |
Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека |
№ 1
стр. 102 |
Катание на велосипеде в черте города |
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. |
№ 1
стр. 124 |
Безопасность |
Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. |
№ 2
стр. 11 |
май |
На лесном перекрёстке (досуг) |
Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. |
№ 4
стр. 35 |
Контакты незнакомыми людьми дома |
Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. |
№ 1
стр. 46 |
Поездка к морю |
Закрепить представления о том, как вести себя на воде; учить оказывать элементарную помощь пострадавшим |
№ 2
стр. 62 |
Опасности нам не страшны (КВН) |
Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, правилах поведения при пожаре; вырабатывать у детей навыки правильного поведения при контакте с незнакомыми людьми на улице и дома; закрепить правила обращения с электроприборами. |
Конспект |
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
· на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
· ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;
· через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
· показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;
· дискуссионные встречи за «круглым столом»;
· встреч с врачом-ортопедом и инспекторами ГИБДД, пожарниками;
· выпуск памяток для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле».
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-технического оснащение
Для обеспечения реализации программы «Азбука безопасности» в учреждении имеются следующие ресурсы:
- площадка с дорожной разметкой
- информационный стенд «Безопасность дорожного движения», «Пожарная безопасность»;
- две модели светофора;
- набор дорожных знаков на стойках;
- комплект плакатов по правилам дорожного движения;
- дидактические карточки по правилам дорожного движения;
- развивающая игра «Дорожные знаки»;
- домино «Дорожные знаки»
- справочно-информационная литература;
- мультимедиа диски:
- СD «ПДД для детей»;
- CD «ПДД для школьников, теория и практика»;
- CD «Нескучные уроки. ПДД для детей»;
- CD «Звуки транспорта»;
- CD аудио книга «Дорожные приключения»;
- СD «Дракоша и ПДД»;
- DVD обучающая программа для детей мультипликационные «Уроки осторожности»;
- СD «Кошкин дом»;
- СD игра «Спасик и его команда. Пожарная безопасность»;
- СD «Игра по правилам дорожного движения 2»;
- СD «Правила дорожного движения для школьников»;
- СD «ПДД для малышей. Маленький автомобильчик ищет друзей»;
- СD «Как звучат механизмы и средства передвижения»;
- СD «Развитие ребенка 2: подросток»;
- СD «Игры с детьми»;
- CD «ПДД для малышей. Как вести себя на улице».
Планируемые результаты освоения Программы
Результативность программы «Азбука безопасности» определяется оценкой индивидуального развития детей, наличием у ребенка конкретных показателей речевого развития. Задачами педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с 5 до 7 лет являются выявление особенностей общего развития детей. Педагогическая диагностика, используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.
Методы, используемые для определения результативности Программы: наблюдение за детьми в коммуникативной деятельности; диагностические упражнения, игры; беседы. Диагностика проводится 3 раза в год без отрыва от образовательной деятельности (сентябрь, декабрь, май).
Критерии |
Характеристика показателей |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
«Ребенок на
улицах города» |
Ребенок:
- знает дорожные знаки «Пешеходный
переход», «Движение
пешеходов запрещено»,
«Дети», «Остановка
трамвая», «Остановка
автобуса», «Пункт
медицинской помощи»,
«Пункт питания»,
«Место стоянки»,
«Дорожные работы»,
«Въезд запрещен»;
- имеет представления
об основных правилах
дорожного движения: (при
переходе улицы,
поведение в общественном
транспорте, как производится
посадка и высадка
пассажиров, о чем говорят
знаки);
- Использует
полученные знания в
игровых ситуациях;
- знает общественный
и грузовой транспорт
- знает улицу: проезжая часть, тротуар,
перекресток, пешеходный
переход, островок
безопасности
|
Ребенок:
- умеет решать
проблемные ситуации,
возникающие на проезжей части и во дворе (выкатился мяч на дорогу, не работает светофор, обойти стоящий
транспорт и др.);
- знает разные виды транспорта, умеет
классифицировать
по назначению:
(водный, воздушный,
наземный, специальный);
- умеет классифицировать дорожные знаки:
предупреждающие, запрещающие, информационно –
указательные;
- употребляет термины в процессе общения;
- знает основные термины и
понятия дорожного
движения;
- знает основные обязанности пассажиров и
пешеходов, а также их права;
- знает правила дорожного
движения через железную дорогу, правила
перевозки людей, ПДД в жилых зонах, ПДД на
велосипеде;
- знает. Что такое линия тротуара, разделительная
полоса, шлагбаум, кто
такой регулировщик. |
|
- знает, кого называют
«опасными людьми» (похитители, воры, убийцы
опасными террористы),
какую угрозу они
представляют;
- имеет представления
о профессии полицейский, о
ситуациях, когда и у кого
можно искать защиты;
- знает, кого называют
друзьями, что может
случиться, если быть
неразборчивым при выборе
друга;
- владеет элементарными
навыками защитного
поведения (звать на
помощь, громко кричать),
демонстрирует их в ходе
специальных игровых
тренингов;
- умеет рассказать взрослому о запугивании
или просьбе «чужого»
взрослого держать что-то в тайне. |
- знает правила
поведения и избегания
ситуаций общения с людьми» людьми;
- умеет вести ролевой диалог «Расскажи
полицейскому,
что с тобой случилось»
(назвать свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон, родителей, их место работы и т.д.);
- дает оценку «хорошим и
плохим» поступкам
людей, в том числе
мало знакомых ребят, друзей;
- владеет навыками правильного поведения в
экстремальной ситуации при контакте с опасными
людьми на улице, дома (привлечь внимание
прохожих «На помощь,
помогите, чужой человек», набрать 01 и сообщить
дежурному полицейскому,
что происходит).
- знает «хорошие» прикосновения взрослого
(обнять, когда этого хочет
ребенок, подержаться за
руки, нежно обнять
ребенка за плечи,
нежно поцеловать в
щеку перед сном,
покачать или подержать на
руках маленьких детей) и
«плохие» прикосновения
(объятие слишком крепкое и долгое, непрошеный
поцелуй, прикосновения
взрослого к интимным
местам, когда взрослый
заставляет ребенка
потрогать или поцеловать его |
«Ребенок и
природа» |
- умеет осторожно обращаться с природными объектами,
знает сигналы опасности
животных, растений (шипы);
- объясняет меры предосторожности
обращения с растениями и
животными (не брать в руки
незнакомое растение, кормить
бездомных кошек и собак
можно, гладить и брать
на руки нельзя);
- использует полученные
знания в игровых
ситуациях;
- знает и называет ядовитые грибы и растения, характерные для нашей местности (белена, дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, мухомор, ложные опята, свинушка, сморчок),
классифицирует их;
- знает некоторые признаки отравления (боли в животе, тошнота, рвота, головная боль);
- рассказывает о некоторых способах оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами (необходимо дать пострадавшему выпить большое количество воды, вызвать скорую помощь);
- знает и называет правила личной гигиены (мыть руки после прогулки, мыть фрукты и овощи и др.);
- знает элементарные правила поведения с природными явлениями (чем опасны сосульки, свисающие с крыш, не ходить по ледяным
дорожкам);
- знает правила поведения на воде (когда купаешься,
поблизости от тебя должны
быть взрослые, нельзя играть там, откуда можно упасть в воду, не заходи на глубокое место.
|
- называет правила
безопасности при обращении с растениями и животными;
- способность грибов и
растений мутировать и
приобретать ядовитые
свойства), признаки (боли в
животе, головные боли, жидкий стул, тошнота, рвота) и последствия отравления грибами и растениями (болезнь, судороги, ухудшение зрения, смерть человека);
- умеет в игровой ситуации оказать первую помощь
при отравлении (напоить водой, молоком. Дать таблетку, слабительное средство, уложить пострадавшего, согреть с помощью грелки, вызвать скорую;
- знает признаки больного
животного, как вести себя с
животными;
- знает правила безопасности на воде, у воды, пользования
лодками;
- рассказывает о мерах помощи тонущему человеку
(бросить тонущему
плавающий предмет, позвать
на помощь и т.д.);
- знает, что такое «природные катастрофы», может назвать причины их возникновения,
последствия для всего живого: природы, человека;
- знает и называет меры
предосторожности при наводнении, землетрясении,
грозе, снегопаде.
|
«Ребенок дома» |
- имеет четкие представления об электроприборах бытовой
технике дома, называют
правила пользования
ими, имитирует способы
обращения с ними;
- знает и называет пожароопасные предметы (спички, свечи, электроприборы);
- знают правила поведения при угрозе или возникновении
пожара;
- имеет представления о работе пожарной службы (кого называют пожарным, что используют в работе, как называется машина)
- понимает, чем опасны утечка газа и прорыв воды в квартире (можно угореть, испортятся вещи, мебель, может произойти взрыв и т.д.), объясняют, имитируют правила
поведения в таких ситуациях;
- имеет представление о работе службы 04. |
- называет правила
безопасного пользования электроприборами, имитирует способы обращения с ними, знает последствия неправильного обращения с ними (может случиться возгорание);
- знает правила поведения при угрозе или возникновении пожара (чего не следует делать
при пожаре, если загорелась
одежда, если случился пожар в квартире) применяет полученные знания в имитировании опасных ситуаций;
- рассказывает о работе пожарной службы, умеет вести игровой диалог со службами 01, 02, 03, 04.;
- знает и называет
средства пожаротушения
(вода, песок, огнетушитель и т.д. применяет полученные знания в имитировании опасных ситуаций;
- знает о приемах оказания первой помощи пострадавшим (вынести на свежий воздух, ничего не отрывать от обожженных мест, вызов скорой помощи и др.), применяет полученные знания в
имитировании опасных
ситуаций. |
«Здоровье
ребенка» |
- знает и понимает, что
существуют разные болезни
и симптомы их проявлений;
- знает, от чего возникает
простуда, как с ней справиться (одежда по погоде, сухие закаливание);
- знает строение своего
организма, функции
некоторых систем (скелет,
мышцы, сердце, легкие);
- имеет представление о
службе «скорой помощи»,
может вызвать ее по телефону, вести диалог, владеет элементарными знаниями о первой помощи (ушиб любит холод, царапина - чистоту и т.д.);
- имеет сформированные культурно-гигиенические
навыки, выполняет их самостоятельно.
|
- знает основные ценности
здорового образа жизни правильное питание,
классифицирует «правильные» и «не правильные» продукты,
занятия спортом, закаливанием,
хорошее настроение и др.;
- выражает желание к ним
приобщиться, следует
некоторым из них;
- имеет знания о болезнях
(инфекционных, простудных) их
вреде для организма, о том,
что многие болезни можно
предотвратить;
- знает строение своего организма, объясняет взаимосвязь ЗОЖ и здоровья;
- имеет представление о
витаминах: что это и для чего нужны, называет продукты, в которых содержаться витамины
(А,С,В);
- использует первые приемы
доврачебной помощи в
игровой или проблемно -познавательной ситуации: укус комара, ушиб, замерзшая кожа. |
Информационно-методическое обеспечение Программы:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина., Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144 с.
2. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Издательство «Просвещение», 2007.
3. Полынова В.К., Дмитриенко З.С., Подопригорова С.П.. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 240 с.
4. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.
6. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24.
8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, М.: Мозака – Синтез, 2009.
9. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора, М.: Мозаика – Синтез, 2009.
10. Шинкарчук С.А. правила безопасности дома и на улице. – СПБ: издательский дом «Литера», 2010. – 64 с. – (Серия «Начальная школа»).
Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому направлению « Театр и дети»
для детей 3-7 лет на 2017-2018гг.
Руководитель:
старший воспитатель Рыжкова Е.В. |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности.
В связи с этим, в ДОУ разработана программа «Театр и дети» на основе программы М.Д Махневой. «Театрализованные занятия в детском саду», которая является частью Программы ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.
Реализуют программу музыкальный руководитель, воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды.
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр и дети» (далее Программа) разработана педагогами МКДОУ д/с №391 в соответствии с:
· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 07.05.2013 года с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013 года) "Об образовании в Российской Федерации";
· "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г., утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации;
· Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155);
· Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 года № 30038 (зарегистрированного в Минюсте России 26.09.2013 № 1014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования".
· «Основной образовательной программой дошкольного образования «МКДОУ д/с №391»
Данная программа составляет часть, формируемую участниками образовательных отношений, основной образовательной программы МКДОУ д/с№391 и учитывает образовательные потребности воспитанников, членов их семей и ориентирована на развитие творческих способностей детей, соответствуют их потребностям и интересам.
Программа дополняет и расширяет задачи образовательной области «Художественно-эстетическая образовательная область» основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с №391.
Концепция программы
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.
Цель развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Новосибирска
6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
1. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний, умений, которые направлены на формирование восприятия произведений театрального искусства.
2. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях музыкальный, литературный и иллюстративный материал, не противоречащий позиции авторов. Этот принцип дает педагогу свободу выбора.
3. Принцип креативности (организации творческой активности детей). Педагог должен все время стимулировать и поощрять активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится творцом и реализует свою музыкально-художественную деятельность через коллективную и индивидуальную работу.
4. Принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс художественно-эстетического воспитания интегрировал с другими видами деятельности и имел продолжение в школьном возрасте. То есть, речь может идти о непрерывном процессе формирования правильного отношения к театрально-игровому творчеству.
5. Принцип эстетизации. Наполняет жизнь детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями театрального искусства, что способствует эстетическому развитию личности ребенка.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей с учетом психолого-возрастных особенностей ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная. Данный подход предоставляет детям возможности самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять их на практике, формирует умение рефлексировать, нацелен на развитие личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, творческое мышление;
- гуманитарный подход, позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности. Данный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъектности;
- культурологический подход является основополагающим для организации культурных практик дошкольников и рассматривается нами в рамках программы как интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обеспечивающего формирование личности ребенка как субъекта культуры, как целостной личности, базирующейся на истинных ценностях мировой и национальной культуры.
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на работу с детьми 3-7 лет.
Ожидаемый результат:
Дети 3 – 4 лет:
- способны к обыгрыванию отрывков из художественного произведения;
- подражают образу героев;
- работают в коллективе.
Дети 4 – 6 лет:
- обыгрывают любой сюжет художественного произведения;
- передают образ героя мимикой, жестами;
- управляют куклами в соответствии с текстом художественного произведения;
- работают в коллективе.
Предполагаемые итоги освоения программы при завершении ребенком дошкольного образования:
- заинтересованно занимаются театрально-игровой деятельностью;
- разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств;» (интонацию, мимику, жест);
- используют в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
- изображают отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
- выступают перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками;
- знают некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- используют приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Формы подведения итогов
Освоение дошкольниками содержания программы изучается в процессе специально организованных наблюдений за самостоятельной театрализованной деятельностью детей (развитие театрального сюжета, взаимодействие с партнерами, ролевое поведение). Кроме того проводится анкетирование родителей с целью изучения увлечений и творческих проявлений ребенка в семье,
театрализованные представления перед родителями (родительские собрания, День театра, Дни открытых дверей), перед детьми детского сада и школы, включение спектаклей в детские праздники.
Мониторинг знаний и умений детей по театрализованной деятельности проводится 3 раз в год (октябрь, февраль, апрель).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Организация деятельности детей
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа, 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа.
Занятия проводятся со всей группой детей и с подгруппами детей.
Содержание программы:
№
п/п |
Разделы
программы |
Задачи |
Содержание |
1.
2. |
Введение в мир театрального искусства.
Ритмопластика.
|
- создавать атмосферу общей заинтересованности и эмоционального подъема;
- рассказать об особенностях театрального искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра;
- знакомить детей с элементами актерского мастерства;
- способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия выражения различных эмоций (радость, горе, удивления)
- учить детей имитировать движения, характерные для различных животных под музыку и без нее;
- учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой музыкального произведения;
- развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления)
- формировать выразительность и пластику движений, жестов в танцах, играх, упражнениях.
|
- Беседы о мире театрального искусства;
- игровые упражнения;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- этюдные тренажи на выражение основных эмоций; развитие памяти, воображения, внимания, жеста;
- показ на своем примере различных образов.
-музыкально-образные этюды, игры для передачи характеристик животных, птиц;
-импровизационные танцы различных персонажей;
- разучивание танцев, песен к музыкальным играм – инсценировкам;
-проигрывание музыкальных инсценировок;
-творческие задания на танцевальное и музыкально – игровое творчество импровизационного характера. |
3. |
Культура и техника речи. |
- развивать у детей речевое дыхание;
- добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука;
- формировать интонационную выразительность речи.
|
- игры-упражнения на развитие дыхания; голоса.
- чтение сказок;
- разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворных текстов;
- разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок;
- этюды импровизационного характера;
-т ворческие игры.
|
4.
5. |
Работа над спектаклем.
Творческая мастерская. |
- познакомить детей с содержанием сказки;
- знакомить с внешним видом героев, событиями;
- учить детей выразительно передавать образы и действия героев;
- развивать речь, память, навыки эмоционального общения детей друг с другом;
- развивать у детей театрально-музыкальные способности.
- продолжать развивать у детей сценическое творчество;
- побуждать детей проявлять творчество в передаче игрового образа, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. |
- чтение и обсуждение сказок;
- участие ребенка в разноплановых ролях;
- распределение ролей;
- работа над ролью;
- диалоговые этюды;
- работа над танцами, песнями героев;
- работа над отдельными сценами, требующими умение передавать различные чувства;
- работа над целостной постановкой спектакля;
- показ небольших сказок детям детского сада и родителям.
- создание среды, дающей возможность проявлять свои способности;
- придумывание несложных сюжетов на основе знакомых сказок;
- самостоятельное разыгрывание знакомых сценок, сказок. |
Занятия проводятся по следующей схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
-театрализованная деятельность (в разных формах) где воспитатель и каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;
-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут любую карточку, на которой изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей по разделам:
«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
«Развитие речи» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с текстом» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Формы работы с родителями:
- Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми;
- консультации для родителей «Театр в жизни ребёнка », «Как устроить домашний театр для детей», «Сказочные герои, глазами детей», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Играйте вместе с детьми»;
- анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», цель которого выявить творческие возможности и интересы детей;
- смотры-конкурсы «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми;
- изготовление элементов костюмов;
- изготовление декораций для театрализованной деятельности;
- помощь в изготовлении различных видов театра;
- оказание помощи в изготовлении дидактических игр, разных видов театров;
- изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов;
- участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и т.д.);
- участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например по сказке «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой;
- участие в театрализованных постановках.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение
парциальной образовательной программы:
Для реализации программы «Театр и дети» в учреждении созданы следующие условия:
Музыкальный зал:
- костюмерная с детскими и взрослыми костюмами;
- гримёрная комната;
- набор декораций;
- ширмы разных размеров;
- аудиотека классической и релаксационной музыки, "звуки природы";
- атрибуты для игр;
- мягкие игрушки;
- книги со сказками;
- музыкальный центр;
- ноутбук;
- телевизор;
- видеоматериалы: сказки, детские спектакли.
Во всех группах создана предметно-развивающая среда по театрализованной деятельности, которая включает в себя:
- различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный, перчаточный, «Би-ба-бо»;
- костюмы и маски для игр-драматизаций;
- наборы декораций;
- папки «Детям о театре», «Театральные профессии»;
- картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами» и др.
Традиции детского сада:
Ежегодно 27 марта коллектив детского сада совместно с детьми и родителями организует «День Театра», в котором принимают участие дети всех возрастных групп.
Мониторинг освоения детьми программного материала
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Список литературы
1. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
2. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
4. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
5. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.