ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (УПРЯМСТВО, КАПРИЗЫ, НЕПОСЛУШАНИЕ, ПОВЫШЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ И ДР.)
1. Как только ребёнок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребёнок ни делал.
3. Если ребёнку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу всё чаще и чаще.
4. Когда ребёнок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребёнка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.
6. Ребёнок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценной некоторых компромиссов.
8. Уделяйте ребенку внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший». Главное – замечать ребёнка именно в те минуты, когда он незамечен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» - свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребёнок и добивается от взрослых своими выходками.