Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное  казенное

 дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад  № 391

комбинированного вида "Елочка"

Полихудожественное воспитание ребенка

 

 

               

Полихудожественное воспитание ребенка

Составила: музыкальный руководитель

Онуфриева Е.А.

 

«Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…»

Н. Рыленков

 

 

Недооценивать воспитательное значение искусства в мире детства, значит не использовать одну из прекраснейших возможностей в воздействии на становление духовных потребностей ребенка, в формировании черт его характера, в воспитании чуткого отношения к родителям, другим людям, природе, Родине и т.д.

Предлагается один из путей общения детей с искусством - полихудожественный подход в воспитании дошкольников (на основе программы Самолдиной К.А.). «Полихудожественный», где «поли» - много, «художеств» - искусств, т.е. много искусств, и действуют они сразу вместе.

Л.С. Выготский (отечественный психолог) видит в комплексном воздействии искусств зерно всей системы художественного воспитания.

Визуальные образы в силу своей наглядности (живопись) и живое слово (поэзия, проза), благодаря относительной конкретности и точности, помогают детям понять художественный образ. Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывают у детей более яркие эмоционально-эстетические переживания.

Полихудожественное воспитание ориентируется на формирование эмоционально-оценочной сферы ребенка, эмпатии и проявление активного отношения к окружающей действительности.

Вашему вниманию предлагаются несколько художественных тем (на основе синтеза искусств: музыки, литературы и живописи), которые входят в систему работы музыкального воспитания дошкольников МКДОУ №391. С некоторыми произведениями искусства дети уже знакомились на музыкальных занятиях и проявляли желание повторного прослушивания.

Если предлагаемые ссылки «в облаке» открывается как «это видео не найдено», в этом случае в нижнем левом углу экрана необходимо нажать на функцию «скачать», а затем открыть файл для просмотра.

 

Приятного совместного с детьми просмотра!

 

Темы для детей младшего и среднего дошкольного возраста:

«Портрет в искусстве. Мать и дитя»

Музыка: мелодия колыбельной песни;

Изобразительное искусство: «У Колыбели» Берта Моризо;

Литература: стихотворение В.Лебедев – Кумач «Сон приходит на порог».

Воспитательные задачи: Как сильна мамина любовь! Воспитание любви и уважения к маме.

Примерная беседа с ребенком: мама устала, но продолжает качать и качать своего сыночка, потому что очень любит его, а как ты проявляешь любовь к маме? (говоришь ласковые слова, обнимаешь, помогаешь маме и т.д.)

Образовательные задачи: развитие умения различать жанр колыбельной песни. Когда укладываем куклу, игрушечного мишку или зайчика спать, как вы помогаете им заснуть? Наверное, поете колыбельную песню, ласковую, добрую… (под музыку предлагается ребенку покачать игрушку, куклу).

https://cloud.mail.ru/public/3j1S/4kewJB4Dj

 

 

«Игрушки. Девочка с мишкой»

Музыка: «Скерцо» Ф.Шуберт;

Изобразительное искусство: «Машенька Шилова» А.Шилов;

Литература: стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку» С.Черный.

Воспитательные задачи: посредством бережного отношения к игрушкам, воспитание основ дружбы и заботы к другому человеку.

Игрушка – самый первый друг ребёнка. Но дружить надо уметь. Именно посредством общения с игрушкой у детей формируются задатки дружбы, бережного к ней отношения.

Вопросы к ребенку: сам ли мишка залез под кровать? А ты собираешь сам свои игрушки после игры? Бережно ли ты относишься к игрушкам и т.д.

(предложить погладить любимую игрушку, потанцевать с ней и т.д.).

Образовательные задачи: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку легкого, светлого, игривого характера.

https://cloud.mail.ru/public/n6vX/kaPATTu8z

 

 

«Сказка в искусстве»

Музыка: «Колдун» Г.Свиридов;

Изобразительное искусство: «Маша и медведь» В.Васнецов;

Литература: стихотворение «Ночь и тишина» П.Соловьев.

Воспитательные задачи: Говоря словами В.А. Сухомлинского, называющего сказку «колыбелью мысли», необходимо «построить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели».

Тихо, тихо рядом сядем –

Сказка входит в этот дом!

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном…

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Сказка, музыка, картина

Повели нас за собой.

Образовательные задачи: развитие умения определять характер музыки (тревожный характер музыки сравниваем с основными темными красками картины, а когда рисуем веселые картинки, то используем какие цвета красок?); формирование умения различать регистр (низкий, «где ходят медведи»).

https://cloud.mail.ru/public/5pvL/5pYEv8Uwh

 

 

Предлагаемые темы для детей старшего дошкольного возраста:

 

«История России. Времена далеких славян»

Музыка: «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»

М.П. Мусоргский;

Изобразительное искусство: «Заморские гости» Н.Рерих;

Литература: «Заморские гости» Е.Маркова.

Воспитательные задачи: Воспитание интереса к прошлому нашего государства, восприятие себя как звена в исторической цепочке культуры народа и государства, принадлежность к обществу как принадлежность к определенной культуре.

Внимание детей обращается накартину наполненную элементами, прикладного искусства — ладью, щиты, красные паруса, берега русских княжеств, на которые с осторожностью поглядывают заморские гости. Акцентируется монументальность, значимость древней Руси.

Образовательные задачи: формирование умения воспринимать средства музыкальной выразительности, изображающие силу и мощь русского духа (регистр, темп, динамику, акценты).

https://cloud.mail.ru/public/47fQ/4wTZKqFta

 

 

«Космос. Юрий Гагарин»

Музыка: «Время вперед!» Г.Свиридов;

Изобразительное искусство: «Юрий Гагарин» И.Бутынова;

Литература: стихотворение «До свидания, земляне» А.Плотнов.

Воспитательные задачи: Воспитание уважения и гордости к достижению нашей страны - одной из первых, запустивших человека в космос.

Образовательные задачи: развитие умения воспринимать средства музыкальной выразительности, передающие стремительность полета (темп, динамику, мелодические ходы), умения в движениях передавать характер музыки (импровизация «полет», рисование «Звездное небо» и т.д.).

https://cloud.mail.ru/public/2Ed8/4T6LXod59

 

 

«Природные явления в искусстве. Радуга»

Музыка: «Радуга и дождь» С.Прокофьев;

Изобразительное искусство: «Радуга» А.Куинджи;

Литература: стихотворение «Радуга» Ф.Тютчев.

Воспитательные задачи: В.Г.Белинский писал: «…первый воспитатель детей - природа и ее благодатные впечатления».

Вопросы для детей: почему появляется радуга? Почему красота ее быстротечна?

Образовательные задачи: развивать способность воспринимать изобразительность в музыке: когда изображается в музыке дождь, постукиваем пальчиками по столу (коленям) «капельки падают, стучат», а когда в музыке изображается радуга – плавные движения рук над головой.

https://cloud.mail.ru/public/4NGS/2VVVonfAT

 

 

«Сказка в искусстве. Леший»

Музыка: Мелодия из оперы «Орфей и Эвредика»  К.Глюк;

Изобразительное искусство: «Пан» М.А. Врубель;

Литература: Греческая легенда о пане.

Воспитательные задачи: Леший – один из популярнейших сказочных героев. Леший буквально значит «лесной». Сказка уступает место легенде, очень старинной.

Комплекс данных произведений искусств так сильно воздействует на детей, что необходимо дать достаточно времени для их переживаний.

Беседу можно построить примерно таким образом:

-Каким стало твое настроение, когда ты слушал эту легенду, музыку и рассматривал эту картину?

Диалог выводит на обсуждение темы: не всегда внешний облик соответствует облику внутреннему. Внимание детей акцентируется на глаза Пана. Можно ли по глазам догадаться о характере Пана? Вспоминается герой сказки                                 С. Аксакова «Аленький цветочек» - лесной зверь, что с ним случилось, и кто его спас?

- Что помогло Пану преодолеть тоску и печаль? – Музыка.

Музыка рядом с человеком и в радости, и в печали. Музыка стала другом и Пану, пусть и вам музыка станет настоящим другом. Давай еще раз послушаем ее…

Образовательные задачи: вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку нежного, проникновенного, лирического характера; желание высказываться о своих музыкальных впечатлениях.

https://cloud.mail.ru/public/24Kq/3Ca2PPGCf

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"