Возможности музыки в развитии ребенка
Составила: музыкальный руководитель
Онуфриева Е.А.
"Музыка - универсальное средство развития ребенка"
Михаил Семенович Казиник музыкант,
музыковед, ведущий эксперт
Нобелевского концерта

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
В современных условием важным является развитие творческих мыслительных способностей детей, преодоление стереотипности и шаблонности мышления. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют иначе взглянуть на проблему развития дошкольников, открыть новые аспекты его решения.
Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, и т.д. Эти умения впечатляют, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения, такие дети могут проявлять полную беспомощность.
Обратимся к отечественным и зарубежным концепциям развития способностей:
«Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности».
(Теплов Борис Михайлович профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий»).
Одаренность - результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованный деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Важна собственная активность ребенка, психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе реализации индивидуального дарования.
( Савенков Александр Ильич Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества»).
Западные концепции: Джосеф Рензулли американский педагог-психолог, разработавший трёхчастную модель одарённости, в которой одарённость обнаруживается на пересечении трёх человеческих свойств: способности выше среднего, повышенная мотивация к решению задач и креативность. Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Ключевые идеи:
• способны все дети, только эти способности различны по своему спектру, характеру и уровню проявления;
• одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.
Талант, согласно взглядам ведущих психологов и музыковедов можно условно разделить:
· явный
«Среди всех принятых терминов наиболее значим «талант», поскольку все прочие составляют своего рода предпосылки выдающегося успеха, необходимые ступени к нему, в то время как талант — это уже почти результат: сказать «поэтический талант» — можно смело подразумевать если не Пушкина, то хотя бы Твардовского; сказать «талант врача» — можно вспомнить если не Гиппократа или Парацельса, авторов новой философии лечения, то хотя бы Святослава Федорова, создателя микрохирургии глаза».
· скрытый.
«Многие люди считают, что для занятий музыкой нужен очень хороший слух, что начинать эти занятия необходимо чуть ли не в колыбели; они думают, что вундеркинды — это те, кому уготована судьба Моцарта и что эта судьба, пусть в меньшем масштабе, повторяется в жизни большинства одаренных детей. Оказывается, можно с удовольствием заниматься музыкой и без выдающегося слуха в привычном его понимании, начать музыкальные занятия можно в любом возрасте и добиться успеха. Музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей навстречу» (Дина Константиновна Кирнарская российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных).
«Рихард Вагнер, один из величайших немецких композиторов всех времен, не мог спеть чисто ни одной мелодии вообще. Когда он пытался, люди просто не знали, что делать — смеяться или нет, или убежать за кулисы. Он все пел на один звук — и это один из величайших композиторов» (Михаил Семенович Казиник музыкант)
Музыка побуждает к творчеству, импровизации, активизирует мышление.
М.С. Казиник:
«Разговаривая друг с другом, мы передаём друг другу информацию при помощи слов. Слова могут значить больше или меньше. От обозначения небольших предметов до космических объектов. А теперь давайте импровизировать и фантазировать. Возможны тысячи вариантов ответа в зависимости от уровня ваших взаимоотношений. Возможны тысячи вариантов ответа в зависимости от уровня ваших взаимоотношений. Если вы не очень близки друг другу, то для ответа на ваш вопрос ему действительно хватит одного слова. У меня есть один знакомый. Каждый раз, когда мы встречаемся, он приветствует меня следующим образом: «Привет! Как дела? Хорошо?» Этим самым он лишает меня необходимости искать слова для ответа. Достаточно только кивнуть и идти дальше. Если же вы находитесь в дружественных отношениях, то вопрос «как дела?» может подразумевать множество смыслов и уровней. Но какие бы предположения ни высказывались, все они будут ничтожны перед самой музыкой, ибо чувство всегда больше, чем слово, его обозначающее.…
Ребенок с рождения знает, что музыка сильнее слова.
Итак, Музыка - это чувство. Музыка – энергия творчества. Музыка обладает огромной преобразующей силой. Ведь восприятие музыки - это не количество информации о ней, а качество нашего с вами эмоционального (чувство), пластического (объём и движение линий) и духовного (энергия) контакта с ней».
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Процесс формирования музыкальности ребенка определяется главным образом системой обучающих воздействий, врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его.
«Интонационный слух, будучи ядром музыкальности, органично входит в мотивационный компонент таланта, поскольку он объясняет, как и почему обладающие интонационным слухом люди начинают испытывать к ней повышенный интерес, почему музыка их волнует, занимает, почему они чувствуют с ней глубокое внутреннее родство. Ответ предугадать несложно: музыка им понятна. Ее язык многое им говорит: они без труда проникают в сокровенный смысл музыки, они наделены искусством музыкального сопереживания, поскольку музыкальное высказывание через механизмы работы интонационного слуха превращается в их собственное высказывание, присваивается ими. У людей, обладающих интонационным слухом, музыка легко будит воображение — путь от звука к зрительным образам, от звука к моторным ощущениям, к цветовым, пространственным и другим ассоциациям для этих людей короток — благодаря работе интонационного слуха музыка легко расширяет свои пределы. Для понимания музыкальной речи им не нужно напрягаться — расшифровка музыкальных значений дается им легко и сама собой. Все это приводит к тому, что обладатели хорошего интонационного слуха музыкально мотивированы — они склонны любить музыку.
Музыка – искусство «интонируемого смысла», что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. «Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек, способный чувствовать и сострадать». (Асафьев Борис Владимирович, композитор, музыковед)
Обобщая взгляды ведущих психологов и педагогов, выделяются следующие условия, способствующие музыкальному развитию ребенка:
O Полноценное использование сенситивных периодов развития (Выготский Л.С).
Дошкольный период считается сенситивным периодом развития музыкальности. Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально.
Владимир Михайлович Бехтерев: «Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах развития и благотворно влиять на формирование его личности, именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы».
O Создание художественно-эстетическая развивающей предметно-пространственной среды.
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» (Плеханов Георгий Валентинович)
Развивающая среда, в свою очередь
O Мотивирует ребенка к музыкальной деятельности
«Мотивационный компонент играет роль эмоционального топлива, сжигая которое человек движется к своей цели. Не случайно творческую мотивацию психологи любят называть словом «drive», что в буквальном переводе означает «порыв, движение».
O Желание создавать и познавать окружающий мир средствами музыки активизирует совместная деятельность с родителями (В.Моцарт в 5 лет сочинил сонату С dur)

Как создать в семье творческую обстановку, способствующей развитию активной позиции ребенка: совместное прослушивание классической музыки, поощрение детского исполнительства на домашних праздниках, посещение театров, концертов, как источника новых эмоциональных и музыкальных впечатлений.
« Как создать в семье творческую обстановку» (М.С. Казиник музыкант, создатель школы будущего в г. Выкса):
https://cloud.mail.ru/public/3AY8/5f6o2zdXd
Совместная деятельность идет рука об руку с игрой:
«Игра – ведущая деятельность дошкольников» ( Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев).
« Все искусство – игра, словотворчество – игра, сочинение мелодий - игра, играй те в рифмы, задавайте друг другу смешные вопросы, создавайте с детьми фантазии, будите фантазии. Ребенок познает мир в движении, Моцарт всю жизнь был как ребенок - он был в постоянном движении, игре. С детьми должна быть постоянная игра, игра предваряет искусство, творческое мышление. Общаясь с нобелевскими лауреатами, я пришел к убеждению, что самое главное качество для них – это чувство юмора. Когда они говорят, они так остроумны, что не понимаешь, когда заканчивается серьезная речь и начинается юмор» (М.С. Казиник).
С целью побудить интерес ребенка к импровизации, сочинительству:
детей старших и подготовительных групп: «Маленький Моцарт при императорском дворе»: https://cloud.mail.ru/public/4zJY/4bjPqcZy5
В результате совместной игры, музыкальная деятельность становится для ребенка
O Эмоционально приятной деятельностью.
«Только эмоциональное пробуждение разума
даёт положительные результаты в работе с детьми»
(Василий Александрович Сухомлинский)
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его» (Ромен Роллан французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед).
М.С. Казиник, эксперт Нобелевского концерта: «Лишь один процент детей становится профессиональными музыкантами, в лучшем случае. Но воспитание музыкой не есть воспитание музыканта, а огромное воздействие на самые глубинные сферы чувствования, мышления. Большая часть нобелевских лауреатов в детстве изучали музыку. Дело в том, что музыка строится по таким уникальным законам, которые кратны всем законам всех наук. Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к нобелевской премии – начинайте не с физики и не с математики, начинайте с музыки. Ибо в великой музыке заложены все коды Бытия».
Ссылка для родителей:
«Как создать в семье творческую обстановку» (М.С. Казиник): https://cloud.mail.ru/public/3AY8/5f6o2zdXd
Рекомендуемые ссылки для совместного с детьми просмотра и прослушивания.
Видеоматериалы доступные для детского восприятия:
Рекомендуемые развивающие мультфильмы на основе классической музыки для детей дошкольного возраста:
Для детей средних и старших групп:
П.И.Чайковский «Детский альбом»: https://cloud.mail.ru/public/48j3/cTp4jVTpo
Д.Д.Шостакович «Вальс шутка»: https://cloud.mail.ru/public/XFRk/3Saq2UQSe
Симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк»:
https://cloud.mail.ru/public/22Dq/4NXcBZyE1
Для детей старших и подготовительных групп:
П.И.Чайковский «Детский альбом» «Старинная французская песенка»:
https://cloud.mail.ru/public/2NV8/UFeBBj9bS
П.И.Чайковский «Детский альбом» «Немецкая песенка»:
https://cloud.mail.ru/public/2fTt/4dSrsAEoB
П.И.Чайковский «Детский альбом» «Неаполитанская песенка»:
https://cloud.mail.ru/public/SqmM/44N8Sj1h1
П.И.Чайковский «Детский альбом» «Баба яга»:
https://cloud.mail.ru/public/n1sd/KzeNuCixK
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:
https://cloud.mail.ru/public/2csK/3eTMLQoeF
С целью активизации интереса ребенка к импровизации, сочинительству:
детей старших и подготовительных групп:
«Маленький Моцарт при императорском дворе» :
https://cloud.mail.ru/public/4zJY/4bjPqcZy5
Развивающие песенки для детей младшего возраста:
Песня-загадка «Петушок Барталито»: https://cloud.mail.ru/public/5w8g/3cGQdvyJy
Эта песенка загадка очень нравится детям младшей группы, вызывает положительные эмоции, желание подпевать. Если останавливать песенку перед ответом загадки, это еще более усиливает интерес и активность малышей.
Веселая песенка, на закрепление цвета «Машинки»:
https://cloud.mail.ru/public/38Go/UkabuYGw8
Так же, если останавливать перед ответом загадки, дети получат еще большее удовольствие от подпевания.
«Колыбельная» В.А. Моцарта: https://cloud.mail.ru/public/yJP7/2r7aSvWjK
Веселая игровая зарядка для детей средних и старших групп:
«Если весело живется, делай так!» https://cloud.mail.ru/public/4L1f/2E8rGjS2t