«Обучение пересказу детей с нарушением речи»

 

Обучение пересказу

 

Пересказ – это связная и последовательная устная передача содержания прочитанного. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.

    Логопеды работают с детьми, имеющими те или иные речевые проблемы. Как правило, это дети с общим недоразвитием речи. Под ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех  компонентов речевой системы. Для детей с ОНР третьего уровня речевого развития, которые уже способны к обучению составлению рассказов, характерным в этом плане является нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, нарушение логико – временных и причинно – следственных связей в тексте. При составлении рассказа дети проявляют низкую степень самостоятельной активности, у них отмечается бедность и однообразие используемых языковых         средств.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая  и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями.

 

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей данной категории носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно – коррекционных задач.

Для успешного осуществления работы по обучению детей пересказу необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над текстом:

1 этап – это рассказывание текста детям.

2 этап – обыгрывание прочитанного текста с использованием настольного, кукольного, пальчикового и другого  вида театра.

3 этап – ответы на вопросы взрослого. После проигрывания детям задаются вопросы, ответы на которые помогают раскрыть смысл действий персонажей, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит детей тому,  как надо поступать и правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания.

4 этап – изображение прочитанного текста (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.). Важным средством для воспитания эстетического отношения к окружающему миру является изобразительная деятельность, которая дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Это позволяет ребенку еще раз продумать содержание текста, проговорить про себя, отобразить в рисунке свои личностные представления об услышанном.

5 этап – пересказ текста детьми с опорой на наглядность.

    Такой алгоритм действий развивает у детей умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание, следить за развитием  сюжета, формировать эмоционального восприятия услышанного, учить отвечать на вопросы по его содержанию, выполнять игровые действия, стимулирует детей повторять отдельные слова и выражения из текста, учит передавать содержание в изобразительной деятельности, пересказывать содержание  текста с опорой на игровые действия и рисунок, развивает память, внимание, мышление.

 

Игры для обучения пересказу

Игра «Из какой я сказки?»

Цели: Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, связной речи.

Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки из пособий серии «Любимые сказки».

Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно несколько плоскостных фигурок и предлагает детям назвать их. Затем вызывается ребенок, подготовивший вместе с педагогом рассказ от лица одного из персонажей. Дети должны послушать и определить, чьи это слова, из какой сказки этот герой. («Колобок», «Теремок», «Репка»).

 

Игра «Кто лишний?»

Цели: Развитие          зрительного      внимания.
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?». («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Игра «Четвертый лишний»

Цели: Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной          речи.
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он не человек, а животное. Аналогично можно провести игру так, чтобы дети могли находить лишнего героя из сказки, дифференцировать людей, животных и т.д.

 

Игра «Расскажи по цепочке»

Дети берут предметные картинки (колокольчики) и определяют очередность пересказа: с обратной стороны колокольчика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.

 

Игра «Будь внимательным»

Цели: Развитие зрительного внимания, навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог выставляет на наборное полотно яблоню, над ней помещает стаю лебедей, а под ней - яблоки, закрепляет речку, а в ней - камень, печку, а перед ней — дрова, слева от яблони можно поместить фигурки детей. Он предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, что (кто) где находится. Затем можно попросить детей закрыть глаза, а тем временем поменять местами фигурки на наборном полотне: лебедей поместить над печкой, дрова убрать за печку, детей поместить возле речки и т. п.

Дети должны, открыв глаза, сказать, что изменилось на картинке.

 

Игра «Не зевай — по порядку называй»

Цели: Развитие зрительного внимания, обучение порядковому счету, актуализация атрибутивного словаря (порядковые числительные), совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Оборудование: Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры: Педагог помещает на наборное полотно фигурки зайца, лисы, волка, медведя, медведицы, медвежонка, Машеньки, Ванюшки, петуха и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем дети должны продолжить порядковый счет, начатый логопедом:
-Заяц первый, лиса вторая, волк третий и т. п.
Можно предложить детям следующие вопросы: «Который по счету волк?», «А медвежонок который по счету?», «Между какими героями стоит медведица?», «Перед кем стоит Машенька?», «За кем стоит петух?» и т.п.

Примерный план занятия по пересказу русской народной сказки «Лиса и рак»

1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Показать рака на картинке, пояснить, что у него слабые тонкие ноги, но цепкие клешни. Предложить детям показать, какой величины рак.
2. Чтение сказки
(1-2 раза)
3. Разбор сказки
(содержание, язык, выразительность). Воспитатель спрашивает: «Почему лиса предложила раку перегоняться? Ласково или насмешливо сказала она: «Давай с тобой перегоняться?» (Предлагает повторить хором и индивидуально эту фразу, выделяя слово перегоняться). Что придумал рак, чтобы перехитрить лису? (Обратить внимание на слова уцепился за хвост). Предлагает послушать ещё раз, как медленно и насмешливо сказал рак лисе, когда отцепился от её хвоста: «А я тебя давно тут жду!» (выделить слов давно).
4. Повторное чтение сказки с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей (3-4 ответа).
6. Пересказ по ролям (2-3 ответа).