муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №391 комбинированного вида «Елочка»

Октябрьского района

 

 

Юридический адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова 25 ИНН 540516315

Контактные данные: тел. 266-90-00, факс 266-21-34,  e-mail  ds_391_nsk@ nios.ru

 

 

 

 

Ярмарка педагогических идей – 2015 год

Номинация: «Управление качеством дошкольного образования», Новые подходы в организации дошкольного образования»

 

Опыт работы МКДОУ  

Профессиональное развитие педагогов в современном ДОУ.

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Гордеева Н.А. – заведующий д/с №391

Авторы проекта:

Рыжкова Е.В -старший воспитатель

Скорынина М.В. –воспитатель

Цыганкова О.В. – учитель-дефектолог

Протасова О.В. – учитель-дефектолог

Баскакова Т.В. – учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2015

 

 

 

Повышение профессиональной компетентности воспитателей – важнейшее  требование реализации  ФГОС  ДО. Нормативно правовые документы федерального уровня, в первую очередь закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Методическая служба  учреждения направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов,  и своевременное оказание им методической помощи к введению ФГОС. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

С изменением нормативно-правовой базы меняются и требования к педагогу, его профессиональным компетенциям. Только увлеченный педагог может увлечь детей.

В соответствии с ФГОС ДО воспитатель  должен использовать новые психолого-педагогические  технологии:

-технология  проектирования и создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка;

-технология развития детской  самостоятельности и инициативности;

-технология психолого-педагогической поддержки детей, обеспечения их эмоционального благополучия;

-технология организации совместной деятельности;

-технология организации взаимодействия с родителями в формах сотрудничества;

-технология          создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в парадигме инклюзивного образования.

 Изменились и задачи методической службы нашей организации:

-способствовать глубокому осмыслению педагогами содержания  ФГОС и принятию  его как документа, обязательного для исполнения.

-организовать повышение  психологической грамотности воспитателей (при необходимости и специалистов) в области возрастной, педагогической, специальной психологии.

-помочь   осознать  сущность совместной деятельности и научить организовывать совместную  деятельность.

-способствовать осмыслению  специфики разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и т.д.) и условий их развития.

- способствовать практическому освоению воспитателями новых форм сотрудничества с родителями,  адекватных способов вовлечения родителей в образовательный процесс.

-оказывать  воспитателям  не только методическую помощь, но и психологическую поддержку в их педагогическом поиске.

Инновациями  в образовании с педагогическими кадрами учреждения  мы считаем:

·     создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов;

·     разработка программы формирования кадрового потенциала;

·     индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

·     использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические проекты, использование ИКТ-технологий и т.д)

·     самореализационные формы повышения профессиональной компетенции (творческие конкурсы, лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей)

·     обобщение и трансляция передового педагогического опыта

·     использование  педагогов авторских технологий.

Процесс  подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО, мы начали:

 -с анализа стартовых условий, выявили  уровень готовности педагогического коллектива к реализации требований стандарта через:

-самообследование  готовности ДОУ к введению ФГОС, одним из разделов которого является кадровые условия введения стандарта;

- диагностику для определения  профессиональных затруднений педагогов в период перехода на стандарт;

-анкетирование  педагогов «Готовность к введению ФГОС ДО»

 Выявили     основные трудности в работе с педагогами при переходе на ФГОС

- 43%  педагогов  имеют  слабую психологическую  подготовленность к принятию детской индивидуальности, отсутствие желания менять формы работы с детьми (педагоги -стажисты)

 

-6% педагогов затрудняются в  разработке  проектов ,  проводить самоанализ, рефлексию (педагоги без опыта работы и без педагогического образования)

-8%  педагогов не знают  нормативных документов,

-22 %  педагогов затруднения в установлении личностного - ориентированного взаимодействия испытывают

Для решения данных задач определили ресурсы, которые могут быть использованы в качестве базовых, для обновления образовательного процесса.

   В учреждении  прошли  заседания  методического совета, цель которых составление перечня изменений в образовательной деятельности учреждения, необходимых для введения ФГОС;

 

создано портфолио ДОУ по переходу на ФГОС ДО, в котором содержатся:

-локальные акты организации по переходу на стандарт,

-план основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС ДО в ДОУ,

-план-график повышения квалификации педагогов;

-професиограмма педагогических работников;

-программа методического сопровождения введения ФГОС ДО в практику МКДОУ д/с №391.

          Творческой группой детского сада разработаны и реализуются  педагогические проекты:

-«Управление качеством подготовки педагогических кадров в ДОУ при переходе на ФГОС»;

- «Организация внутрифирменного обучения как средство повышения компетенции педагога» 

- Творческая лаборатория «Флешка» (Педагогическое объединение в ДОУ по использованию цифровых образовательных ресурсов в воспитательно-образовательном процессе)

-«Школа дошкольных наук»(Организация внутрифирменного обучения младших воспитателей)

Основная цель данных проектов  – создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами, младшими воспитателями.

 Методическое  пространство ДОУ  включает в себя мотивационную, когнитивную ( это наличие знаний)  и технологическую готовность ( наличие умений) педагогических работников, где опытные педагоги  получают опережающую информацию  «про запас», начинающие педагоги на ближайшую перспективу. Внутрифирменное обучение в учреждении  организовано в соответствии с принципами  обучения взрослых. Натальи Васильевны Немовой

·       обучение тому, что необходимо в практике;

·       обучать через деятельность;

·       для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

Для формирования когнитивного компонента профессиональной готовности педагогов, используем  следующие формы:

- семинары

- cовместное и индивидуальное  участие  педагогов в  вебинарах

-консультации

-круглые столы

-самообразование

Педагоги  ДОУ прошедшие курсы повышения квалификации и посетившие  РМО делятся  полученной информацией  на педагогических чтениях.                                                                                                                                 

Для формирования технологического компонента профессиональной готовности педагогов  используем активные  формы обучения:

- мастер-классы;

- тренинги;

- семинары-практикумы;

-решение педагогических ситуаций

-аукцион  педагогических идей

            Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования и запросов.

             В детском саду в соответствии с положениями  эффективно работают профессиональные объединения: школа наставника, школа молодого воспитателя, педагогическое ателье, клуб младших воспитателей.(37% педагогов ДОУ – вышли из младших воспитателей), творческая лаборатория «Флэшка».

Школа наставника

В него входят педагоги детского сада, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и выше. Данная группа отвечает за успешную социально–психологическую, психофизиологическую, социально-организационную и профессиональную адаптацию молодых специалистов. 

 Педагогическое ателье

В его состав входят педагоги детского сада, имеющие разный стаж педагогической работы.  Цель группы: создание условий для профессионального общения педагогов, обеспечение непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства, развития их творческой активности, а также, повышение профессиональной компетенции педагогов.

Школа молодого воспитателя

К работе с  молодыми педагогами привлекаются опытные педагоги и  узкие специалисты дошкольного учреждения.

Цель данной группы: оказание методической помощи начинающим педагогам. Работа группы направленна на обогащение знаний педагогов

(практические умения и навыки работы с детьми дошкольного возраста.) Занятия проходят в виде деловой игры, семинара-практикума, живого диалога за круглым столом.  Данное объединение  является  важнейшим фактором профессиональной адаптации молодых специалистов, создает предпосылки для  успешного личностного развития начинающих воспитателей, способствует повышению качества образования в детском саду и создаёт условия для включения в методическую работу.            

Одним из  профессиональных объединений учреждения является   творческая лаборатория «Флэшка», которая организована в детском саду с 2012 года. Педагоги, владеющие ИКТ через интернет-общение  организовали  связь со всеми участниками образовательных отношений:

-для родителей     воспитанников - информирование, анкетирование,  предоставления фоторепортажей о мероприятиях, проводимых  в ДОУ

-для коллег - обмен информацией, использование такой формы работы как сайт-экспедиция (самостоятельное изучение педагогами одного из вопросов посредством различных сайтов) и использование материала в дальнейшей работе.

      Одна из новых форм работы с педагогами в организации это Дистанционная служба ДОУ которая осуществляет координацию методического сопровождения педагогов  через дистанционные занятия. Для их проведения подбираю разнообразные материалы и размещаю  их для самостоятельного изучения, что позволяет осуществлять дифференцированный подход по повышению компетенции педагогов.

-осуществляется взаимодействие с педагогическими  организациями  города, НСО (обмен опытом между учреждениями, пополнения   медиотеки (банк обучающих программ, презентаций, дидактических и методических материалов и др).

         В нашем учреждении функционирует  творческая группа  по оформлению и дизайну дошкольного  образовательного учреждения

Данная группа – это добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве с  целью оформления дошкольного образовательного учреждения.

Основными задачами данных объединения педагогов является:

обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки педагогов детского сада; создание условий для роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;  повышения профессиональной компетенции, а также, организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.

В практике ДОУ как при подготовке, так и при проведении педсоветов, используем  следующие методы и формы активизации педагогов:

-имитация конкретной ситуации;                                                                                         

 -обучение практическим умениям;                                                                        

-имитация рабочего дня воспитателя;                                                                                 

-разгадывание педагогических кроссвордов;                                                                                                             

 -анализ высказываний детей, их поведения, творчества;                                             

 -интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры;                                    

 - участие педагогов в методическом театре.                                                                 

Такие формы работы позволяет  стимулировать поиск, творческую, исследовательскую деятельность педагогов.

Интересная   форма  повышения квалификации -  Конкурсное движение. Любой конкурс профессионального мастерства направлен на выявление и поддержку творчески работающих педагогов, повышение престижа и статуса педагога в обществе, распространение инновационного педагогического опыта, в конечном же итоге служит повышению качества образования.

Наши педагоги принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства на районном и городском уровнях.( на данный момент учитель-дефектолог Протасова О.В. представляет Октябрьский район на городском конкурсе «Воспитатель года», за последние 3 года коллектив детского сада  неоднократно стал победителем городского конкурса инновационных проектов, молодые педагоги –активно принимают участие в районном конкурсе педагогического мастерства в номинации «Новой школе -современный учитель» и т.д.)

Нововведения не проходят без результатов, и как показала практика, организация методической работы расширяет возможности педагогов для совершенствования своего педагогического мастерства.

Повышение профессиональной компетентности позволило выйти на следующие результаты.

Результаты работы педагогического коллектива

           Достижения

            2012

                 2013

           2014

Количество  педагогов

 принявших  участие  в семинарах,

научно-практических конференциях и т.д.

 

18

 

32

 

34

   Участие в конкурсах

 ( международные,    всероссийские, областные, районные)

            7

             10

            18

 Повышение   квалификации

       (Аттестация)                                                                 

На I  категорию-

4 педагога

 

 На

соответствие-

2 педагога.

На 1 категорию 7 педагогов

 

На  соответствие -2 педагога.

На  I категорию – 8 педагогов.

На высшую  категорию – 2

педагога.

Повышение квалификации

(Курсы)

54% педагогов

36%

педагогов

11%

педагогов

У педагогов повысилась профессиональная компетентность, выросла потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития детского сада, установлении тесного сотрудничества  с родителями.

Таким образом, использование в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов, инновационных форм и методов обучения, обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, что  способствует включению  их в инновационную деятельность,  и формирует потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании.

В дальнейшем планируется  организовать сетевое взаимодействие инновационных дошкольных образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

План работы  профессионального объединения

«Школа молодого воспитателя»

на 2015-2016 учебный год

 

Цель: поддерживать заинтересованность молодых воспитателей в повышении своего профессионального роста, побуждать в активности в соответствии с их способностями

 

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Предварительная работа:
1.Создание методических папок «В помощь молодому педагогу».
2.Подготовка выставок методической литературы по вопросам воспитания и обучения детей.
3.Оказание помощи в создании профессиональных Портфолио педагогов.

 

В течение года

Ст.воспитатель

2

Планирование образовательного процесса согласно циклограмме деятельности

 

сентябрь

Ст.воспитатель

3

Проведение «Недели  творчества» с показом открытых занятий, режимных моментов

 

Ноябрь
Январь
Март

Воспитатели

4

Взаимодействие молодых педагогов с педагогами наставниками. Результаты работы.

 

Апрель

Педагоги-наставники

 

 

 

План работы Клуба младших воспитателей

на 2015-2016 учебный год

 

 

№ п/п

Срок проведения

Тема заседания

Содержание

Ответственный

1.

Ноябрь

«Организация деятельности Клуба младших воспитателей»

Обсуждение и принятие плана работы Клуба на 2014-2015 учебный год.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ».

Должностные инструкции младших воспитателей.

Руководитель Клуба,

Заведующий МКДОУ

 

2.

Декабрь

«Культурно-гигиенические навыки»

Беседа по теме: «Режимные моменты в группе».

Метод стимулирования и мотивации.

Картотека художественного слова.

Консультации для младших воспитателей.

Руководитель Клуба.

 

3.

Март

«Имидж»

Творческая гостиная.

Эвристическая беседа по теме: «Личностные качества помощника воспитателя»

 

Руководитель Клуба

4.

Май

«Учимся играя»

Обобщающие беседа по теме «Игра».

Практическая работа с картотекой игр.

Руководитель Клуба.

 

  

 

План работы творческой лаборатории «Флэшка»

на 2015-2016 учебный год

 

месяц

мероприятия

ответственный

Сентябрь

Консультация: «Компьютер в ДОУ: вопросы охраны здоровья»,

Выпуск буклета: «Здоровье ребёнка и компьютер»

Цыганкова О.В.

Октябрь

мастер-класс: «Компьютерные игры для детей»

Баскакова Т.В.

Ноябрь

Семинар: «Активизация познавательных процессов дошкольников с использованием информационно-компьютерных технологий»

Рыжкова Е.В.

Декабрь

Консультация для педагогов  по  теме: «Организация НОД для дошкольников с использование компьютера в ДОУ»,

Выпуск буклета: «Рекомендации по использованию компьютерных игр»

Цыганкова О.В.

Январь

Мастер-класс: «Изготовление буклетов для родителей»

Наумова Т.В.

Февраль

Семинар для педагогов по теме: «Основные проблемы и преимущества ИКТ в развитии ДОУ»

Рыжкова Е.В.

Март

Консультация для педагогов  по  теме: «Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере»,

Выпуск буклета: «Путеводитель по сайту ДОУ»

Баскакова Т.В.

Апрель

Мастер-класс: «Рисуем на компьютере с помощью текстового рекдактора MICROSOFT WORD »

Протасова О.В.

Май

Проведение повторного анкетирования

Рыжкова Е.В.