муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №391 комбинированного вида «Елочка»
Октябрьского района
Юридический адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова 25 ИНН 540516315
Контактные данные: тел. 266-90-00, факс 266-21-34, e-mail ds_391_nsk@ nios.ru
Ярмарка педагогических идей – 2015 год
Номинация: «Управление качеством дошкольного образования», Новые подходы в организации дошкольного образования»
Опыт работы МКДОУ
Профессиональное развитие педагогов в современном ДОУ.
Руководитель проекта:
Гордеева Н.А. – заведующий д/с №391
Авторы проекта:
Рыжкова Е.В -старший воспитатель
Скорынина М.В. –воспитатель
Цыганкова О.В. – учитель-дефектолог
Протасова О.В. – учитель-дефектолог
Баскакова Т.В. – учитель-логопед
Новосибирск 2015
Повышение профессиональной компетентности воспитателей – важнейшее требование реализации ФГОС ДО. Нормативно правовые документы федерального уровня, в первую очередь закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Методическая служба учреждения направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, и своевременное оказание им методической помощи к введению ФГОС. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
С изменением нормативно-правовой базы меняются и требования к педагогу, его профессиональным компетенциям. Только увлеченный педагог может увлечь детей.
В соответствии с ФГОС ДО воспитатель должен использовать новые психолого-педагогические технологии:
-технология проектирования и создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка;
-технология развития детской самостоятельности и инициативности;
-технология психолого-педагогической поддержки детей, обеспечения их эмоционального благополучия;
-технология организации совместной деятельности;
-технология организации взаимодействия с родителями в формах сотрудничества;
-технология создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в парадигме инклюзивного образования.
Изменились и задачи методической службы нашей организации:
-способствовать глубокому осмыслению педагогами содержания ФГОС и принятию его как документа, обязательного для исполнения.
-организовать повышение психологической грамотности воспитателей (при необходимости и специалистов) в области возрастной, педагогической, специальной психологии.
-помочь осознать сущность совместной деятельности и научить организовывать совместную деятельность.
-способствовать осмыслению специфики разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и т.д.) и условий их развития.
- способствовать практическому освоению воспитателями новых форм сотрудничества с родителями, адекватных способов вовлечения родителей в образовательный процесс.
-оказывать воспитателям не только методическую помощь, но и психологическую поддержку в их педагогическом поиске.
Инновациями в образовании с педагогическими кадрами учреждения мы считаем:
· создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов;
· разработка программы формирования кадрового потенциала;
· индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
· использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические проекты, использование ИКТ-технологий и т.д)
· самореализационные формы повышения профессиональной компетенции (творческие конкурсы, лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей)
· обобщение и трансляция передового педагогического опыта
· использование педагогов авторских технологий.
Процесс подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО, мы начали:
-с анализа стартовых условий, выявили уровень готовности педагогического коллектива к реализации требований стандарта через:
-самообследование готовности ДОУ к введению ФГОС, одним из разделов которого является кадровые условия введения стандарта;
- диагностику для определения профессиональных затруднений педагогов в период перехода на стандарт;
-анкетирование педагогов «Готовность к введению ФГОС ДО»
Выявили основные трудности в работе с педагогами при переходе на ФГОС
- 43% педагогов имеют слабую психологическую подготовленность к принятию детской индивидуальности, отсутствие желания менять формы работы с детьми (педагоги -стажисты)
-6% педагогов затрудняются в разработке проектов , проводить самоанализ, рефлексию (педагоги без опыта работы и без педагогического образования)
-8% педагогов не знают нормативных документов,
-22 % педагогов затруднения в установлении личностного - ориентированного взаимодействия испытывают
Для решения данных задач определили ресурсы, которые могут быть использованы в качестве базовых, для обновления образовательного процесса.
В учреждении прошли заседания методического совета, цель которых составление перечня изменений в образовательной деятельности учреждения, необходимых для введения ФГОС;
создано портфолио ДОУ по переходу на ФГОС ДО, в котором содержатся:
-локальные акты организации по переходу на стандарт,
-план основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС ДО в ДОУ,
-план-график повышения квалификации педагогов;
-професиограмма педагогических работников;
-программа методического сопровождения введения ФГОС ДО в практику МКДОУ д/с №391.
Творческой группой детского сада разработаны и реализуются педагогические проекты:
-«Управление качеством подготовки педагогических кадров в ДОУ при переходе на ФГОС»;
- «Организация внутрифирменного обучения как средство повышения компетенции педагога»
- Творческая лаборатория «Флешка» (Педагогическое объединение в ДОУ по использованию цифровых образовательных ресурсов в воспитательно-образовательном процессе)
-«Школа дошкольных наук»(Организация внутрифирменного обучения младших воспитателей)
Основная цель данных проектов – создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами, младшими воспитателями.
Методическое пространство ДОУ включает в себя мотивационную, когнитивную ( это наличие знаний) и технологическую готовность ( наличие умений) педагогических работников, где опытные педагоги получают опережающую информацию «про запас», начинающие педагоги на ближайшую перспективу. Внутрифирменное обучение в учреждении организовано в соответствии с принципами обучения взрослых. Натальи Васильевны Немовой
· обучение тому, что необходимо в практике;
· обучать через деятельность;
· для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
Для формирования когнитивного компонента профессиональной готовности педагогов, используем следующие формы:
- семинары
- cовместное и индивидуальное участие педагогов в вебинарах
-консультации
-круглые столы
-самообразование
Педагоги ДОУ прошедшие курсы повышения квалификации и посетившие РМО делятся полученной информацией на педагогических чтениях.
Для формирования технологического компонента профессиональной готовности педагогов используем активные формы обучения:
- мастер-классы;
- тренинги;
- семинары-практикумы;
-решение педагогических ситуаций
-аукцион педагогических идей
Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования и запросов.
В детском саду в соответствии с положениями эффективно работают профессиональные объединения: школа наставника, школа молодого воспитателя, педагогическое ателье, клуб младших воспитателей.(37% педагогов ДОУ – вышли из младших воспитателей), творческая лаборатория «Флэшка».
Школа наставника
В него входят педагоги детского сада, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и выше. Данная группа отвечает за успешную социально–психологическую, психофизиологическую, социально-организационную и профессиональную адаптацию молодых специалистов.
Педагогическое ателье
В его состав входят педагоги детского сада, имеющие разный стаж педагогической работы. Цель группы: создание условий для профессионального общения педагогов, обеспечение непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства, развития их творческой активности, а также, повышение профессиональной компетенции педагогов.
Школа молодого воспитателя
К работе с молодыми педагогами привлекаются опытные педагоги и узкие специалисты дошкольного учреждения.
Цель данной группы: оказание методической помощи начинающим педагогам. Работа группы направленна на обогащение знаний педагогов
(практические умения и навыки работы с детьми дошкольного возраста.) Занятия проходят в виде деловой игры, семинара-практикума, живого диалога за круглым столом. Данное объединение является важнейшим фактором профессиональной адаптации молодых специалистов, создает предпосылки для успешного личностного развития начинающих воспитателей, способствует повышению качества образования в детском саду и создаёт условия для включения в методическую работу.
Одним из профессиональных объединений учреждения является творческая лаборатория «Флэшка», которая организована в детском саду с 2012 года. Педагоги, владеющие ИКТ через интернет-общение организовали связь со всеми участниками образовательных отношений:
-для родителей воспитанников - информирование, анкетирование, предоставления фоторепортажей о мероприятиях, проводимых в ДОУ
-для коллег - обмен информацией, использование такой формы работы как сайт-экспедиция (самостоятельное изучение педагогами одного из вопросов посредством различных сайтов) и использование материала в дальнейшей работе.
Одна из новых форм работы с педагогами в организации это Дистанционная служба ДОУ которая осуществляет координацию методического сопровождения педагогов через дистанционные занятия. Для их проведения подбираю разнообразные материалы и размещаю их для самостоятельного изучения, что позволяет осуществлять дифференцированный подход по повышению компетенции педагогов.
-осуществляется взаимодействие с педагогическими организациями города, НСО (обмен опытом между учреждениями, пополнения медиотеки (банк обучающих программ, презентаций, дидактических и методических материалов и др).
В нашем учреждении функционирует творческая группа по оформлению и дизайну дошкольного образовательного учреждения
Данная группа – это добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве с целью оформления дошкольного образовательного учреждения.
Основными задачами данных объединения педагогов является:
обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки педагогов детского сада; создание условий для роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога; повышения профессиональной компетенции, а также, организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.
В практике ДОУ как при подготовке, так и при проведении педсоветов, используем следующие методы и формы активизации педагогов:
-имитация конкретной ситуации;
-обучение практическим умениям;
-имитация рабочего дня воспитателя;
-разгадывание педагогических кроссвордов;
-анализ высказываний детей, их поведения, творчества;
-интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры;
- участие педагогов в методическом театре.
Такие формы работы позволяет стимулировать поиск, творческую, исследовательскую деятельность педагогов.
Интересная форма повышения квалификации - Конкурсное движение. Любой конкурс профессионального мастерства направлен на выявление и поддержку творчески работающих педагогов, повышение престижа и статуса педагога в обществе, распространение инновационного педагогического опыта, в конечном же итоге служит повышению качества образования.
Наши педагоги принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства на районном и городском уровнях.( на данный момент учитель-дефектолог Протасова О.В. представляет Октябрьский район на городском конкурсе «Воспитатель года», за последние 3 года коллектив детского сада неоднократно стал победителем городского конкурса инновационных проектов, молодые педагоги –активно принимают участие в районном конкурсе педагогического мастерства в номинации «Новой школе -современный учитель» и т.д.)
Нововведения не проходят без результатов, и как показала практика, организация методической работы расширяет возможности педагогов для совершенствования своего педагогического мастерства.
Повышение профессиональной компетентности позволило выйти на следующие результаты.
Результаты работы педагогического коллектива
Достижения |
2012 |
2013 |
2014 |
Количество педагогов принявших участие в семинарах, научно-практических конференциях и т.д. |
18 |
32 |
34 |
Участие в конкурсах ( международные, всероссийские, областные, районные) |
7 |
10 |
18 |
Повышение квалификации (Аттестация) |
На I категорию- 4 педагога
|
На соответствие- 2 педагога. На 1 категорию 7 педагогов
|
На соответствие -2 педагога. На I категорию – 8 педагогов. На высшую категорию – 2 педагога. |
Повышение квалификации (Курсы) |
54% педагогов |
36% педагогов |
11% педагогов |
У педагогов повысилась профессиональная компетентность, выросла потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития детского сада, установлении тесного сотрудничества с родителями.
Таким образом, использование в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов, инновационных форм и методов обучения, обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, что способствует включению их в инновационную деятельность, и формирует потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании.
В дальнейшем планируется организовать сетевое взаимодействие инновационных дошкольных образовательных учреждений.
Приложения
План работы профессионального объединения
«Школа молодого воспитателя»
на 2015-2016 учебный год
Цель: поддерживать заинтересованность молодых воспитателей в повышении своего профессионального роста, побуждать в активности в соответствии с их способностями
№ |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Предварительная работа:
|
В течение года |
Ст.воспитатель |
2 |
Планирование образовательного процесса согласно циклограмме деятельности
|
сентябрь |
Ст.воспитатель |
3 |
Проведение «Недели творчества» с показом открытых занятий, режимных моментов
|
Ноябрь |
Воспитатели |
4 |
Взаимодействие молодых педагогов с педагогами наставниками. Результаты работы.
|
Апрель |
Педагоги-наставники |
План работы Клуба младших воспитателей
на 2015-2016 учебный год
№ п/п |
Срок проведения |
Тема заседания |
Содержание |
Ответственный |
1. |
Ноябрь |
«Организация деятельности Клуба младших воспитателей» |
Обсуждение и принятие плана работы Клуба на 2014-2015 учебный год. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ». Должностные инструкции младших воспитателей. |
Руководитель Клуба, Заведующий МКДОУ
|
2. |
Декабрь |
«Культурно-гигиенические навыки» |
Беседа по теме: «Режимные моменты в группе». Метод стимулирования и мотивации. Картотека художественного слова. Консультации для младших воспитателей. |
Руководитель Клуба.
|
3. |
Март |
«Имидж» |
Творческая гостиная. Эвристическая беседа по теме: «Личностные качества помощника воспитателя»
|
Руководитель Клуба |
4. |
Май |
«Учимся играя» |
Обобщающие беседа по теме «Игра». Практическая работа с картотекой игр. |
Руководитель Клуба.
|
План работы творческой лаборатории «Флэшка»
на 2015-2016 учебный год
месяц |
мероприятия |
ответственный |
Сентябрь |
Консультация: «Компьютер в ДОУ: вопросы охраны здоровья», Выпуск буклета: «Здоровье ребёнка и компьютер» |
Цыганкова О.В. |
Октябрь |
мастер-класс: «Компьютерные игры для детей» |
Баскакова Т.В. |
Ноябрь |
Семинар: «Активизация познавательных процессов дошкольников с использованием информационно-компьютерных технологий» |
Рыжкова Е.В. |
Декабрь |
Консультация для педагогов по теме: «Организация НОД для дошкольников с использование компьютера в ДОУ», Выпуск буклета: «Рекомендации по использованию компьютерных игр» |
Цыганкова О.В. |
Январь |
Мастер-класс: «Изготовление буклетов для родителей» |
Наумова Т.В. |
Февраль |
Семинар для педагогов по теме: «Основные проблемы и преимущества ИКТ в развитии ДОУ» |
Рыжкова Е.В. |
Март |
Консультация для педагогов по теме: «Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере», Выпуск буклета: «Путеводитель по сайту ДОУ» |
Баскакова Т.В. |
Апрель |
Мастер-класс: «Рисуем на компьютере с помощью текстового рекдактора MICROSOFT WORD » |
Протасова О.В. |
Май |
Проведение повторного анкетирования |
Рыжкова Е.В. |