муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №391 комбинированного вида «Елочка»
Октябрьского района
Юридический адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова 25 ИНН 540516315
Контактные данные: тел. 266-90-00, факс 266-21-34, e-mailds_391_nsk@ nios.ru
Проект
«Творческая лаборатория «Флешка»
(педагогическое объединение в ДОУ по использованию цифрового образовательного ресурса в воспитательно-образовательном процессе)
Авторы проекта:
Скорынина М.В. – старший воспитатель
Цыганкова О.В. – учитель-дефектолог
Протасова О.В. – учитель-дефектолог
Рыжкова Е.В. – учитель-дефектолог
Баскакова Т.В. – учитель-логопед
Наумова Т.В. – музыкальный руководитель
Новосибирск 2014
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является создание единой информационно-компьютерной среды ДОУ, по использованию цифрового образовательного ресурса в воспитательно-образовательном процессе.
Выполнять проект будут специалисты, владеющие интерактивными способами обучения взрослых и детей и обладающие высокой компетентностью в области обучения педагогов информационно-компьютерным технологиям. В проекте будут участвовать: старший воспитатель, специалисты, воспитатели общеобразовательных и специализированных групп для детей с нарушением зрения, родители. Всего в проект будет вовлечено 28 педагогов.
Данный проект позволит педагогам детского сада активно участвовать в процессе информатизации дошкольного образования города, поможет им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его запросы и интересы, побудит искать новые, нетрадиционные формы и методы воспитания, посодействует проявлению творчества. Педагоги повысят уровень компьютерной грамотности, откроют новые возможности компьютерных технологий для образовательной деятельности, освоят и смогут применять на практике мультимедийные технологии. Применение мультимедиа в дошкольном образовании увеличит доступность и разнообразие передачи информации детям, повысит уровень ее понимания и усвоения. Проект позволит удовлетворить запросы современного ребенка, избалованного яркой, мобильной информацией, и научит его безопасно для здоровья пользоваться компьютером. С другой стороны проект интересен для родителей, так как обеспечивает доступной информацией, помогая активно включиться в воспитательно-образовательный процесс.
В ходе реализации проекта будет создано современное образовательное пространство, удовлетворяющее современным требованиям и потребности актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка, что, несомненно, повысит качество воспитательно-образовательного процесса.
Длительность проекта 2 года (2011г.-2013г.)
Общая стоимость проекта 294 т.512 руб.
Запрашиваемая сумма по гранту 120 т.064 руб.
Описание учреждения
МКДОУ детский сад №391 комбинированного вида «Ёлочка» основан в 1969 г. и расположен по адресу: ул. Б. Богаткова 25. Детский сад в настоящее время имеет 11 групп, из которых две группы для детей от 1,5 до 3 лет, три специализированные группы для детей с нарушением зрения от 3 до 7 лет, шесть общеразвивающих групп для детей от 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников – 281 детей.
Миссия ДОУ заключается в объединении усилий семьи, детского сада, учителей начальных классов для создания единого образовательного пространства, раскрывающего индивидуальность ребёнка. Создание условий для здоровьесберегающей, реабилитационной, социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников в обществе, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения
Приоритетными направлениями в работе дошкольного учреждения являются:
· Комплексная система медико-педагогической диагностики, профилактической работы и коррекционно-развивающего воспитания детей с нарушением зрения;
· Соцально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
· Развитие эмоциональной сферы детей посредством художественно-эстетического воспитания, театрализованной деятельности.
Уникальность учреждения:
• Создана система коррекционно-профилактической работы для детей с нарушением зрения.
• Разработана и внедрена система комплексного оздоровления дошкольников.
• Осуществляется редакционно-издательская деятельность: выпуск буклетов с оперативной информацией для родителей и педагогов, методических пособий и рекомендаций;
• Созданы профессиональные объединения педагогов с целью освоения инновационных технологий, успешно реализуемых в дошкольном учреждении.
• Создана театральная студия «Калейдоскоп», которая ежегодно представляет отчетные спектакли с участием детей, педагогов и родителей.
• Организована кружковая работа: «Тайна бумажного листа», «Очумелые ручки», «Тестопластика»
• Дошкольное учреждение является базой педагогической практики для студентов НГПУ кафедры «Специальная педагогика и психология»
Наш детский сад работает в тесном контакте с МНТК, Областной клинической больницей, поддерживаем связь со школой интернатом №39 для детей с нарушением зрения. Сотрудничаем с социальными институтами: СОШ №185,19, библиотекой им. Л.Н.Толстого, музей Октябрьского района, детской поликлиникой №2, клиникой «Инсайт», что позволяет расширить информационное пространство учреждения.
Коллектив детского сада принимал участие в конкурсе «Детский сад года». По результатам районного конкурса детский сад является абсолютным победителем «Детский сад года 2011».
Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска дошкольное учреждение награждено дипломом, занявшим 3 место в городском конкурсе «Детский сад года 2011»
Постановка проблемы
XXI век – это век информационного общества. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании. Появляются новые качественно новые подходы, программы, методики, технологии и средства информатизации.
Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.
Широкое использование информационно-компьютерных технологий в самых различных сферах деятельности человека диктует необходимость наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.
Современные дети - сегодняшние дошкольники, посещающие ДОУ, во многом совершенно отличается от своих сверстников, которые были нашими воспитанниками 10-15 лет назад. Они мыслят по новому, у них совершенно другое сознание и поэтому знания, которые они приобретают должны преподноситься качественно по-новому, т.е. педагог должен использовать наряду с различными методам, техниками обучения и воспитания и современные технические средства.
Современный педагог – это педагог, планирующий и организующий свою деятельность, используя новейшие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. По новым квалификационным характеристикам, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России, педагоги (старший воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель) должны знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Чтобы соответствовать этим требованиям, они должны идти в ногу со временем и научиться широко и активно использовать современные информационно-компьютерные технологии в своей работе.
Анализируя деятельность нашего детского сада, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на недостаточном уровне. Педагоги используют компьютер как средство обобщения и систематизации информации, но не развития ребенка – дошкольника. Многие педагоги не имеют опыта использования информационных технологий в образовательном процессе, в деятельности преобладают фронтальные формы работы, занятия ориентированы на получение знаний, а не на развитие личностного потенциала дошкольников.. 70% педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 45% – начинающих пользователей; 33%- пользователь; 22% – продвинутый пользователь.
Поэтому возникла необходимость в создании педагогического объединения в ДОУ по формированию единой информационно-компьютерной среды.
Мы рассчитываем, что предложенный проект, поможет совершенствовать профессиональное мастерство, и обеспечит готовность педагогов к инновационной деятельности по использованию информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе. А это обеспечит выход на развитие интегративных качеств дошкольника через организацию новой модели образовательной деятельности. То есть реализация проекта позволит решить комплекс проблем, сопровождающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание единой информационно-компьютерной среды ДОУ, по использованию цифрового образовательного ресурса в воспитательно-образовательном процессе.
Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
1.Содействовать освоению педагогами информационных образовательных технологий, способствующих повышению их профессиональной компетентности.
2. Разработать и провести цикл консультаций и семинаров для педагогов ДОУ по использованию цифрового образовательного ресурса в воспитательно-образовательном процессе.
3. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов.
4. Повысить эффективность процесса обучения.
5.Создать условия для вовлечения родителей в процесс информатизации, и в конечном итоге – в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
6. Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ;
7. Совершенствовать материально-техническую базу ДОУ.
Методы реализации проекта
«Правильно организованное обучение
ведет за собой развитие» Л.С.Выготский.
Единая информационно-компьютерная среда образовательного учреждения - это система, которая: включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Компьютерные технологии всё активнее входят в нашу жизнь, и современный педагог должен быть компетентным в этом вопросе. Это позволит ему осуществлять работу наиболее высоком качественном уровне.
Поэтому в учреждении созданы профессиональные объединения педагогов, целью которых являются: активизация образовательного процесса, стимулирование творчества воспитателя.
Срок реализации 2 года (2011г.-2013г.)
В проекте будут участвовать: старший воспитатель, специалисты, воспитатели общеобразовательных и специализированных групп для детей с нарушением зрения, родители. Всего в проект будет вовлечено 28 педагогов.
Реализация поставленных задач будет происходить в несколько этапов.
Подготовительный этап (август 2011г. - сентябрь 2011г.)
Цель: совершенствование аналитических умений педагогов
- изучение нормативной базы;
- анализ условий реализации;
- разработка нормативной базы
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Создание творческой группы
|
ДОУ |
август |
Старший воспитатель |
Изучение программно-методических материалов и нормативных документов
|
Методический кабинет |
август |
Заведующая, старший воспитатель |
Разработка и рассмотрение проекта Положения о творческой лаборатории «Флешка» МКДОУ д/с №391
|
Методический кабинет |
3, 4 недели августа |
Заведующая, старший воспитатель |
Создание в ДОУ творческой лаборатории «Флешка»
|
ДОУ |
1 неделя сентября |
Заведующая, старший воспитатель |
Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования
|
ДОУ |
1 неделя сентября |
Старший воспитатель |
Обсуждения и разработка комплекса мероприятий
|
Методический кабинет |
2 неделя сентября |
Творческая группа |
Создание единой информационно-компьютерной среды в ДОУ.
|
ДОУ |
Сентябрь |
Заведующая, старший воспитатель |
Основной этап (октябрь 2011г. - апрель 2013г.)
Цель: способствовать созданию условий для работы в инновационном режиме
- оптимизация педагогического процесса;
- создание условий для профессионального роста педагогов;
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Разработка и проведение цикла консультаций и семинаров для педагогов по вопросам использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
|
ДОУ |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель, творческая группа |
Разработка и выпуск памяток и буклетов с рекомендациями для педагогов и родителей
|
ДОУ |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель, творческая группа |
Индивидуальное консультирование педагогов по проблемным вопросам использования ИКТ в работе с детьми
|
ДОУ |
По запросу педагогов |
Творческая группа |
Разработка развивающих презентаций, заданий и конспектов НОД с использованием цифровых образовательных ресурсов
|
ДОУ |
ежемесячно |
Старший воспитатель, творческая группа |
Проведение открытых занятий с использованием мультимедийных средств
|
ДОУ |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель |
Проведение родительских собраний с использованием цифровых образовательных ресурсов |
ДОУ |
1-2раза
в год |
Старший воспитатель |
Заключительный этап (май 2013г. - июль 2013г.)
Цель: обобщение результатов инновационной деятельности, трансляция опыта работы педагогов способствующих развитию самооценки профессиональных качеств
- сравнение предполагаемого и полученного результатов;
-анализ результатов и подведение итогов.
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования
|
ДОУ |
1, 2 недели мая |
Старший воспитатель, творческая группа |
Анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий, практикумы
|
ДОУ |
3, 4 недели мая |
Старший воспитатель,
творческая группа |
Анализ результатов, оформление видео и фотоматериалов
|
ДОУ |
Июнь |
Старший воспитатель,
творческая группа |
Презентация проекта, освещение в СМИ
|
ДОУ |
Июнь |
Заведующая, старший воспитатель |
Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.
|
Интернет |
Июль |
Заведующая, старший воспитатель |
Рабочий план реализации проекта
Август
1.08.2011-12.08.2011. Создание творческой группы, получение подтверждения от администрации ДОУ об участии в проекте. Обсуждение проекта, условия его реализации (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
15.08.2011 - 19.08.2011. Изучение программно-методических материалов и нормативных документов.
22.08.2011 - 31.08.2011. Разработка и рассмотрение проекта Положения о творческой лаборатории «Флешка».
Сентябрь
5.09.2011 - 16.09.2011. Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования.
19.09.2011 -30.09.2011. Обсуждение и разработка комплекса мероприятий.
В течение всего месяца создание единой информационно-компьютерной среды в ДОУ.
Октябрь
12.10.2011. Консультация для педагогов по теме: «Что такое ИКТ?», (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
18.10.2011.Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Зачем детям компьютер?»
В течение всего месяца создание медиатеки.
Ноябрь
14.11.2011. Проведение мастер-класса: «Основы работы на персональном компьютере и в сети Internet для начинающих» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
24.11.2011. Проведение открытого занятия в группе №3 с использованием мультимедийных средств (место проведения ДОУ №391 – музыкальный зал).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Декабрь
14.12.2011. Семинар для педагогов по теме: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Январь
18.01.2012. Консультация для педагогов по теме: «Преимущества использования компьютерных технологий в образовательном процессе», (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
20.01.2012. Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Зрительная гимнастика после работы на компьютере»
В течение всего месяца создание медиатеки.
Февраль
15.02.2012. Проведение мастер-класса: «Мультимедийные презентации в обучении дошколят» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
24.02.2012. Проведение открытого занятия в группе №10 с использованием мультимедийных средств (место проведения ДОУ №391 – музыкальный зал).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Март
14.03.2012. Семинар для педагогов по теме: «Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
28.03.2012. Проведение родительского собрания в старших и подготовительных группах по теме: «Ребёнок и компьютер» (место проведения ДОУ №391 – музыкальный зал).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Апрель
11.04.2012. Консультация для педагогов по теме: «Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
18.04.2012. Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Как избежать переутомления детей при занятиях на компьютере»
В течение всего месяца создание медиатеки
Май
15.05.2012. Проведение мастер-класса: «Создание мультимедийных презентаций» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
24.05.2012. Проведение открытого занятия в группе №6 с использованием мультимедийных средств (место проведения ДОУ №391 – музыкальный зал).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Июнь – август
Создание медиатеки.
Сентябрь
12.09.2012. Консультация для педагогов по теме: «Компьютер в ДОУ: вопросы охраны здоровья» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
18.09.2012. Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Здоровье ребёнка и компьютер»
В течение всего месяца создание медиатеки.
Октябрь
16.10.2012. Проведение мастер-класса: «Компьютерные игры для детей» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
25.10.2012. Проведение открытого занятия в группе №4 с использованием мультимедийных средств (место проведения ДОУ №391 – музыкальный зал).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Ноябрь
14.11.2011. Семинар для педагогов по теме: «Активизация познавательных процессов дошкольников с использованием информационно-компьютерных технологий» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Декабрь
11.12.2012. Консультация для педагогов по теме: «Организация НОД для дошкольников с использование компьютера в ДОУ» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
18.12.2012. Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Рекомендации по использованию компьютерных игр»
В течение всего месяца создание медиатеки.
Январь
16.01.2013. Проведение мастер-класса: «Изготовление буклетов для родителей» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
24.01.2012. Проведение открытого занятия в группе №8 с использованием мультимедийных средств (место проведения ДОУ №391 – музыкальный зал).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Февраль
19.02.2013. Семинар для педагогов по теме: «Основные проблемы и преимущества ИКТ в развитии ДОУ» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Март
14.03.2013. Консультация для педагогов по теме: «Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
19.03.2013. Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Путеводитель по сайту ДОУ»
В течение всего месяца создание медиатеки.
Апрель
11.04.2013.Проведение мастер-класса: «Рисуем на компьютере с помощью текстового рекдактораMICROSOFTWORD» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
25.04.2013. Проведение открытого занятия в группе №7 с использованием мультимедийных средств (место проведения ДОУ №391 – музыкальный зал).
В течение всего месяца создание медиатеки.
Май
15.05.2013. Проведение родительского собрания в старших и подготовительных группах по теме: «Ребёнок и компьютер – плюсы и минусы общения» (место проведения ДОУ №391 – музыкальный зал).
20.05.2013 - 24.05.2013. Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования.
Июнь
4.06.2013. Круглый стол - анализ результатов (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
6.06.2013-22.06.2013. Оформление видео и фотоматериалов.
24.06.2013-29.06.2013. Презентация проекта, освещение в СМИ, встречи с адресатами новой группы родителей (место проведения ДОУ №391).
Июль
1.07.2013 – 10.07.2013. Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
· Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования ИКТ.
· Проект обеспечит выход на развитие интегративных качеств дошкольника через организацию новой модели образовательной деятельности.
· Информационно-компьютерное обеспечение образовательного процесса: электронные версии дидактических пособий, методических материалов: технологические карты тем, программ, занятий, проектов.
· Повышение эффективности процесса обучения.
· Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
· Обеспечит открытость работы детского сада для родителей, через сайт ДОУ.
· Совершенствование материально-технической базы ДОУ.
Оценка качества реализации проекта
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет проводиться по двум направлениям: педагоги, родители.
· Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет оцениваться на практических семинарах при помощи анкет для участников;
· По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ по оценке эффективности и полезности проекта в целом.
· Степень привлечения общественного внимания к проекту через средства массовой информации.
Ресурсы (бюджет проекта)
ресурсы |
всего |
Имеется в руб. |
Требуется в руб. |
Канцелярские товары: карандаши простые и цветные, маркеры, папки-скоросшиватели, мультифоры, бумага для принтера, плёнка для ламинатора, пружины для брошюрирования,фотобумага |
10.850 |
10.850 |
|
ЛаминаторGeha A4 Basic |
1.440 |
1.440 |
|
Переплётчик Officekit B2108 |
1.896 |
1.896 |
|
Фотоаппарат Panasonic Lumix |
5.890 |
5.890 |
|
Видеокамера Panasonic |
9.890 |
9.890 |
|
МФУ Canon |
3.790 |
3.790 |
|
Заправка картриджей |
1.200 |
1.200 |
|
Компакт-диски CD-RW, DVD-RW |
400 |
400 |
|
USBflashнакопителиKingston 32GBDataTraveler |
942 |
942 |
|
Компьютер ASUSP 2B/440BX/P-11 |
23.426. |
23.426 |
|
Мультимедийный проигрыватель EPSONEB – S82 , ноутбук ACER, экран рулонный на треноге
(2 комплекта) |
112.224 |
56.112 |
56.112 |
Интерактивная доска 82" IQBOARD ET-P AP082, электромагнитная, 170х129 см, 4:3, USB, RS232 |
63.952 |
|
63.952 |
Услуги интернета |
2.500 |
2.500 |
|
Всего основных расходов |
294..512 |
118.336 |
120.064 |
· Постановление № 91 от 22.07.2010. Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267.
· Локальные акты, регламентирующие деятельность ДОУ (приказы, положения, правила), заключение договоров с партнерами.
Практическая значимость результатов
Результаты проекта будут использованы для оптимизации функционирования педагогической системы, развитию её потенциала и возможностей реализации социального заказа.
Данный проект необходим:
· руководителям образовательных учреждений, для повышения качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы;
· педагогам и специалистам ДОУ для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, что позволит стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
· представителям социальных служб, работающим с детьми дошкольного возраста;
· родителям, а также городу в целом, так как обеспечит открытость работы детского сада, посредством обновления информации на сайте ДОУ.
В дальнейшем планируется продолжить работу творческой лаборатории «Флешка» для повышения профессиональной компетенции педагогов по использованию цифровых образовательных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности, что откроет для них новые возможности в проектной деятельности и инновационной работе.