РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: изображения морских обитателей; фигурки морских животных;
удочки; пустые таблицы из 6 клеток; карточки с силуэтами морских животных (морской конёк, морская звезда,
морская черепаха, кит, дельфин, акула); муфточки; объёмные цифры; тренажёры-осьминоги;
карточки с точечным рисунком; фломастеры; медали.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
- Дети, вы любите путешествовать? (Да)
- Тогда я, предлагаю вам, отправиться в подводное путешествие, где можно полюбоваться красотой подводного мира,
увидеть и открыть тайны морских глубин.
- А как вы думаете, на чём мы можем отправиться в подводное путешествие? (Ответы детей)
- А что необходимо взять с собой, на морское дно? (Ответы детей)
- Каких морских обитателей можно встретить в подводном мире?
- Вы знаете, это первое подводное путешествие и оно может быть опасным и трудным.
Поэтому лучше «опуститься» на морское дно всем в месте в батискафе.
А вы знаете, что такое батискаф? (ответы детей) Батискаф – это глубоководный аппарат для изучения морского дна.
(Показ картинки тискафа)
- Вы готовы к погружению? (Да)
- Тогда проходите в наш батискаф и занимайте места.
Основная часть:
- Приготовились к погружению! Включаю сигнал! И батискаф пошёл в глубину.
(Включается видеозапись «Подводный мир»)
Спустимся на дно морское.
Там кораллы словно ветки,
Водоросли изумрудом раскачались без ветра,
Вот проплыла рыба-игла,
Как змея ползёт мурена.
- Ребята, вы на экране видели необычных и наверное вам незнакомых морских обитателей.
Хотите, я, расскажу вам, о них? (Ответ детей)
- Это рыба – манта. У неё плоское, похожее на ромб тело, которое может достигать шести метров в длину.
Широкий рот расположен на переднем конце головы и выглядит как щель, глаза находятся по бокам головы.
Хвост у такого огромного животного тонкий и короткий, как хлыстик.
Широкая спина манты синего или чёрного цвета, а брюхо белое.
Плавают манты не как рыбы, а по другому, изгибая бока ромба, как бы махая крыльями.
Питается она мелкими рыбёшками и креветками.
За свой внешний вид и издаваемые звуки моряки прозвали манту - морским дьяволом.
- А это рыба – мурена. Тело у неё длинное, гибкое.
Голова с маленькими глазками, а в полуоткрытом рту видны длинные острые зубы.
Она плавает или ползает по дну, изгибаясь, как змея.
Окраска мурен бывает разной: коричневая со светлыми пятнами или светло-серая с зелёным рисунком.
Мурена всегда живет в каких-нибудь коралловых пещерах или в расщелинах между камней.
Проплывающую добычу хватают зубами, молниеносно выскакивая из своего укрытия.
Они нападают только тогда, когда незваные гости вторгаются на их территорию и им приходится её защищать.
- Знаете, ребята, и рыбы, и осьминоги, и кораллы – всё это принадлежит владыке морей, царю Нептуну.
- Давайте найдём первую рыбку, от которой мы и начнём свой путь. (Дети находят первую рыбку)
- Ребята, а под рыбкой-то задание.
Выполним его мы тут,
И продолжим дальше путь.
1. «Запомни и повтори»
Детям демонстрируется таблица с морскими обитателями, в течение 10-12 сек.
Затем дети по памяти выкладывают картинки с изображениями морских обитателей.
- Молодцы, все справились с заданием.
Хорошо у вас с вниманием.
Мы немножко отдохнём,
И дальше в путь пойдём.
Зрительно-пальчиковая гимнастика:
Я весёлый осьминог
У меня так много ног
Чтоб удобно было мне
Жить среди камней на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь
Опускаюсь. Поднимаюсь.
С рыбкой в танце закружусь,
И на камни опущусь.
- Карта всех к себе зовет,
Ведь задание нас ждет.
Найдем вторую рыбку мы глазами,
Чтоб испытание пройти нам с вами.
(Дети находят вторую рыбку)
2. «Таинственные невидимки»
Детям предлагаются карточки с точечным рисунком, которые необходимо соединить, для получения рисунка.
- Молодцы красивые рыбки у вас получились.
- Карта всех к себе зовёт
Ведь задание нас ждёт.
К третьей рыбке подойдём
И задание, найдём. (Дети находят третью рыбку)
3.«Сколько рыбок спряталось?»
Педагог показывает картинку с «зашумленными» рыбами.
Детям необходимо сосчитать, сколько рыбок спряталось на картинке, и найти такую же цифру в муфточке.
- Молодцы, ребята, верно нашли
- Карта всех к себе зовёт,
Ведь задание нас ждёт.
К четвёртой рыбке подойдём,
И сокровище скоро найдём. (Дети находят четвёртую рыбку)
4. «Поймай такую же рыбку»
Детям раздаются карточки с рыбками, которых они должны поймать в море удочкой.
- Молодцы, все справились с заданием.
- Быстро время пробежало
И минут осталось мало
К крабу в гости мы пойдём,
И сокровище найдём.
(Дети находят сундучок с сокровищами, где лежит записка от Нептуна)
- У нас осталось немного воздуха, чтобы подняться на поверхность. Проходите в батискаф и занимайте места.
Заключительная часть:
Педагог читает записку от Нептуна.
«Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно, быстро, дружно и трезубец вновь обрёл свою волшебную силу.
И каждому из вас дарю золотую монету на память».
(Детям раздаются шоколадные медали)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Включается видеозапись «Подводный мир».
- Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)
- Вам, понравилось подводное путешествие? (Ответы детей)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Интернет ресурс: http://www.youtube.com/watch?v=57Kbia9JtDc
2. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы / Под ред. М.И. Земцовой. – М.: Просвещение, 1978, - 93 с.
3. Подколзина Е.Н. - Некотрые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология, 2001г.- № 2.
4. Подколзина Е.Н. - Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология, 2005г.- № 6.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Издательство «Экзамен», 2003г.
6. Тамбиев А.Х. – Кто в море живёт?: книга для чтения детям. – М.: «Дрофа», 2008. – 45 с.