Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере общего образования
Письмо
от 13 января 2014 года № 08-10
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разработан и утвержден Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384).
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО; создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО; создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
Мероприятия реализуются в соответствии со сроками, указанными в Плане действий по обеспечению введения ФГОС ДО (далее - План действий) (приложение № 1).
В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены региональные планы (сетевые графики, дорожные карты и др.), разработанные на основе Плана действий.
Региональные планы должны предусматривать мероприятия по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.
Для обеспечения введения ФГОС ДО на федеральном, региональном и муниципальном уровне могут быть созданы координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС ДО.
Координационные органы соответствующего уровня создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по решению федерального, региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Функции координационного органа (в случае его создания) при реализации мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО определяются соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования.
Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в рамках Координационного совета по общему образованию создается Координационная группа по введению ФГОС ДО.
Прошу руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (по списку приложения № 2) до 20 января 2014 г. направить предложения по включению представителя для включения в Координационную группу по введению ФГОС ДО (должность - не ниже начальника отдела) (наименование субъекта Российской Федерации, Ф.И.О., должность, место работы, номер телефона, адрес электронной почты) в адрес Департамента и по электронной почте: vaytyuhovskaya-ov@mon.gov.ru (Вайтюховская Олеся Витальевна, тел. 499-237-31-01).
И.о. директора Департамента Ю.В. Смирнова
Утверждаю Первый заместитель Министра
образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк ”31” декабря 2013 г.
План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО; создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОСДО; создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
№ |
Направления
мероприятий |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
Федеральный
уровень |
Региональный
уровень |
Уровень учредителя образовательной организации |
Институциональны й уровень (уровень образовательной организации) |
1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ДО |
1.1. |
Разработка нормативно-право вых актов, обеспечивающих введение ФГОС ДО |
Декабрь 2013 - май 2014 |
Разработка и утверждение:
порядка приема на
обучение по
образовательным
программам
дошкольного
образования;
примерной формы
договора на
обучение по
образовательным
программам
дошкольного
образования, |
Разработка и
утверждение
нормативных
правовых актов
субъектов
Российской
Федерации,
обеспечивающих
введение ФГОС ДО,
включая
плана-графика
(сетевого графика)
введения ФГОС ДО |
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ДО включая плана-графика (сетевого графика) введения ФГОС ДО |
Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО образовательной организации.
Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования |
|
|
|
плана действий по введению ФГОС ДО |
|
|
|
1.2. |
Проведение аналитических работ по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС ДО требований к качеству услуг дошкольного образования |
Февраль 2014 |
Аналитические материалы о готовности воспитателей дошкольных организаций к введению ФГОС дошкольного образования;
аналитические материалы о требованиях к качеству услуг дошкольного образования со стороны воспитателей и родителей;
рекомендации к |
Обобщение материалов, полученных от учредителей ДОО |
Сбор информации по вопросам опроса |
Участие в опросах |
|
|
|
минимальному
наполнению
игровой
деятельностью
образовательного
процесса |
|
|
|
1.3. |
Разработка письма Минобрнауки России с
разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО. |
Февраль 2014 |
Письмо
Минобрнауки
России |
Участие членов координационной группы в разработке методического письма. |
Проведение разъяснительной работы, организация ознакомления с письмом Минобрнауки России ДОО |
Использование
письма
Минобрнауки
России в
практической
работе |
1.4. |
Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО Основной образовательной программы |
Февраль - июнь 2014 г. |
Методические
рекомендации по
составлению
основной
образовательной
программы
дошкольного |
Организация совещаний и семинаров с учредителями и руководителями дошкольных образовательных |
Доведение
методических
рекомендаций до
дошкольных
образовательных
организаций |
Использование методических рекомендаций в практической деятельности |
|
дошкольного
образования |
|
образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО |
организаций |
|
|
1.5. |
Мониторинг
условий
реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации |
Май 2014г. - декабрь 2016 г. |
Разработка инструментария и программы мониторинга.
Проведение мониторинга (1 раз в полугодие).
Аналитические материалы по результатам мониторинга условий
реализации ФГОС дошкольного образования в субъектах |
Сбор материалов для мониторинга и направление в Минобрнауки России
Региональные программы, планы по созданию условий |
Муниципальные программы развития дошкольного образования с учетом результатов мониторинга |
Создание условий
реализации ФГОС
дошкольного
образования в
субъектах
Российской
Федерации |
|
|
|
Российской
Федерации. |
|
|
|
1.6. |
Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-простр анственной среды в соответствии с требованиями ФГОС
дошкольного
образования |
Ноябрь 2014 г. |
Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-простра нственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования |
Апробация методических рекомендаций в пилотных площадках.
Учет методических рекомендаций при формировании регионального бюджета на очередной финансовый год |
Учет методических рекомендаций при оснащении образовательных организаций |
Учет методических
рекомендаций при
разработке
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
образовательной
организации
закупок для
организации
развивающей
предметно-простра
нственной среды.
Корректировка разделов основной образовательной программы дошкольного |
|
|
|
|
|
|
образования с
учетом базовой
оснащенности
развивающей
предметно-простра
нственной среды
ДОО. |
1.7. |
Ведение
федерального
реестра
примерных
образовательных
программ,
используемых в
образовательном
процессе в
соответствии с
ФГОС ДО |
Постоянно,
после
утверждения
приказа
Минобрнауки
России |
Федеральный реестр примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования |
Участие в экспертизе
примерных
образовательных
программ
дошкольного
образования (в части
учета региональных,
этнокультурных
особенностей) |
Организация
обсуждения
вариативных примерных образовательных программ ДО в части учета региональных, этнокультурных особенностей и направление предложений в региональную рабочую группу |
Использование
примерных
образовательных
программ,
находящихся в
федеральном
реестре, при
разработке
основных
образовательных
программ
дошкольного
образования |
1.8. |
Разработка
методических |
Октябрь - ноябрь 2014 |
Методические рекомендации по |
Корректировка
нормативно-правово |
Методическое
сопровождение |
|
|
рекомендаций по развитию
негосударственног о сектора в дошкольном образовании |
г. |
развитию
негосударственног о сектора в дошкольном образовании |
й и методической базы субъектов РФ по вопросам развития
негосударственного сектора в дошкольном образовании.
Организация совещаний с главами муниципальных образования по вопросам развития негосударственного сектора дошкольного образования |
негосударственных
организаций, и
индивидуальных
предпринимателей
реализующих
программы дошкольного
образования |
|
2. Организационное обеспечение реализации ФГОС ДО |
2.1. |
Создание
Координационной
группы,
обеспечивающей |
Февраль 2014 г. |
Создание Координационной группы по дошкольному |
Участие в работе Координационной группы Минобрнауки России. |
Создание рабочей группы муниципального образования по введению ФГОС ДО. |
Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО |
|
координацию действий органов управления образованием субъектов РФ по исполнению плана действий по введению ФГОС ДО |
|
образованию при
Минобрнауки
России |
|
|
|
2.2. |
Создание региональных рабочих групп по внедрению ФГОС дошкольного образования. |
Февраль 2014 г. |
|
Региональные группы по внедрению ФГОС дошкольного образования |
Направление предложений по составу в региональную рабочую групп |
Направление предложений по составу в региональную рабочую групп |
2.3. |
Сопровождение деятельности "Пилотных площадок" в субъектах РФ по введению ФГОС ДО |
Январь 2014 г. - декабрь 2014 г. |
Перечень
"Пилотных
площадок",
организация
"горячей линии" по
введению ФГОС
ДО |
Определение перечня "пилотных площадок" в регионе.
Координация и
организационное
сопровождение |
Определение перечня "пилотных площадок" в муниципальном образовании.
Координация и
организационное
сопровождение |
Создание системы
методической
работы,
обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
Создание условий |
|
|
|
|
деятельности "Пилотных площадок" в субъектах Российской Федерации по введению ФГОС ДО по вопросам региональной компетенции |
деятельности "Пилотных площадок" в субъектах РФ по введению ФГОС ДО по вопросам компетенции учредителя образовательной организации |
для участия
педагогических
работников в
учебно-методическ
их объединениях
системы
образования. |
2.4. |
Организация
получения
методической,
психолого-педагог
ической,
диагностической и
консультативной
помощи
родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного |
В течение 2014 года |
Методические
рекомендации по
организации и
функционированию
консультативно-ме
тодических
центров
(организационные,
экономические,
функциональные
вопросы) |
Организация
получения
методической,
психолого-педагогич
еской,
диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, в том |
|
Организация
работы пунктов
получения
методической,
психолого-педагоги
ческой,
диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного |
|
образования |
|
|
числе в дошкольных образовательных и иных организациях |
|
образования с
учетом
методических
рекомендаций
организации и
функционированию
консультативно-ме
тодических
центров |
3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО |
3.1. |
Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО |
Июль 2014 -
-декабрь
2016гг. |
Разработка
программ и
учебно-методическ
их комплектов
повышения
квалификации для
руководящих и
педагогических
работников
дошкольного
образования |
План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования на уровне субъекта. |
План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования на уровне учредителя |
Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации |
3.2. |
Разработка |
Июль 2015 г. |
Методические |
Организация |
Организация семинаров |
|
|
методических
рекомендаций по
проведению
аттестации
педагогических
работников
дошкольных
организаций. |
|
рекомендации по
проведению
аттестации
педагогических
работников
дошкольных
организаций. |
проведения
аттестации
педагогических
работников в
соответствии с
методическими
рекомендациями |
по подготовке к аттестации педагогических работников |
|
3.3. |
Организация
деятельности
стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации. |
2014 - 2016 гг. |
Методическое обеспечение стажировочных площадок по введению ФГОС ДО |
Координация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации |
|
|
3.4. |
Разработка предложений по изменению ФГОС |
Ноябрь 2015 г. |
Изменения ФГОС СПО и ВПО по направлениям |
Привлечение
молодых
специалистов для |
Сопровождение молодых специалистов по вопросам реализации |
Определение наставников для молодых |
|
СПО и ВПО по |
|
подготовки: |
работы в ДОО. |
ФГОС |
специалистов |
|
направлениям |
|
педагогическое |
|
|
|
|
подготовки: |
|
образование, |
|
|
|
|
педагогическое |
|
психолого-педагоги |
|
|
|
|
образование, |
|
ческое |
|
|
|
|
психолого-педагог |
|
образование, |
|
|
|
|
ическое |
|
специальное |
|
|
|
|
образование, |
|
(дефектологическо |
|
|
|
|
специальное (дефектологическо е) образование |
|
е) образование |
|
|
|
4. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО |
4.1. |
Разработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на |
Октябрь 2013 г. |
Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение |
Учет методических рекомендаций при формировании региональных бюджетов на очередной финансовый год |
Учет методических рекомендаций при определении размера родительской платы и затрат на реализацию муниципальных полномочий в области дошкольного образования |
Эффективное планирование расходов средств учредителя и субъекта РФ |
|
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования |
|
общедоступного и бесплатного дошкольного образования |
|
|
|
4.2. |
Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО |
Апрель 2014 г.
Апрель 2015 г. |
Аналитические материалы по результатам мониторинга финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Доработка |
Подготовка бюджетных проектировок на очередной бюджетный год с учетом
доработанных методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и |
Нормативно правовой акт, утверждающий значение финансового норматива на содержание имущества, создание условий для присмотра и ухода и организации получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Подготовка государственных (муниципальных) заданий с учетом доработанных |
Корректировка и
выполнение
государственных
(муниципальных)
заданий |
|
|
|
методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по итогам мониторинга. |
бесплатного
дошкольного
образования |
методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования |
|
|
Разработка |
|
Методические |
Учет методических |
Организация |
Получение |
|
методических |
|
рекомендаций по |
рекомендаций при |
предоставления |
лицензии на |
|
рекомендаций по |
|
оказанию платных |
планировании |
дополнительных |
реализацию |
4.3. |
оказанию платных |
Июль 2014 г. |
дополнительных |
деятельности по |
образовательных услуг |
дополнительных |
|
дополнительных |
|
образовательных |
надзору за |
организациями, |
образовательных |
|
образовательных |
|
услуг в |
исполнением |
реализующими |
программ и |
|
услуг в |
|
организациях, |
законодательства в |
программы дошкольного |
предоставление |
|
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовател ьных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС |
|
осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных
общеобразователь ных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС |
сфере образования |
образования |
дополнительных
образовательных
услуг
организациями,
реализующими
программы
дошкольного
образования |
5. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО |
5.1. |
Научно-практическ ие конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения ФГОС ДО |
2014 2016 гг. |
Проведение
всероссийских
конференций,
межрегиональных
семинаров и
вебинаров,
"круглых столов" по вопросам введения ФГОС ДО |
Проведение семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС ДО |
Проведение семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС ДО |
Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в |
|
|
|
|
|
|
ДОО по
реализации ФГОС ДО |
5.2. |
Информационное сопровождение в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО |
Сентябрь 2013 -
декабрь 2015 г. |
Информирование общественности (в том числе и педагогической) о ходе и результатах реализации ФГОС ДО с
использованием интернет ресурсов (официальный сайт Минобрнауки России), педагогических, научно-методическ их изданий и СМИ. |
Подготовка публикаций в СМИ, в том числе
электронных, о ходе реализации ФГОС ДО |
Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ДО |
|
Список субъектов Российской Федерации
I .Амурская область
2. Белгородская область
3. Воронежская область
4. Ивановская область
5. Иркутская область
6. Кабардино-Балкарская Республика
7. Кемеровская область
8. Костромская область
9. Красноярский край
10. Новгородская область
II .Оренбургская область
12. Республика Татарстан
13. Республика Саха (Якутия)
14. Республика Коми
15. Ростовская область
16. Рязанская область
17. Санкт-Петербург
18. Смоленская область
19. Ставропольский край
20. Тюменская область
21. Тульская область
22.Челябинская область
Дата вступления в силу: 13.01.2014