
Раздел программы «Содержание коррекционной работы»
Структура:
Пояснительная записка.
I. Перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий.
1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса.
а) Психолого-медико-педагогическое обследование детей.
б) Мониторинг динамики развития детей.
в) Планирование коррекционных мероприятий.
г) Консилиум.
2. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
а) Безбарьерная среда.
б) Специальные образовательные программы, методические пособия и дидактические материалы.
д) Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.
в) Технические средства обучения.
г) Предоставление услуг ассистента (тьютор).
II. Взаимодействие специалистов.
III. Содержание консультативной и информационно-просветительской работы.
I.Перечень, содержание и план реализации
коррекционных мероприятий
1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса
В принятых Правительством Российской Федерации документах отмечается, что дети с ограниченными возможностями должны обеспечиваться квалифицированным психолого-педагогическим сопровождением. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и восстановления детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей-инвалидов.
Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном учреждении комбинированного вида представляет собой деятельность, направленную на создание условий для коррекции нарушений психофизического и социального развития дошкольников с нарушениями зрения, способствующих успешному развитию каждого ребёнка, необходимых для успешной интеграции в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения включает три взаимосвязанных компонента:
· Изучение личности детей с нарушениями зрения;
· Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
· Непосредственную коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями зрения.
а) Психолого-медико-педагогическое обследование детей
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения включает в себя обязательное медико-педагогическое обследование. Оно направлено на выявление своеобразия психического развития и поиск его потенциальных сторон для обеспечения коррекционно-компенсаторного развития.
Цель обследования - выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной деятельности для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.
Диагностическое обcледование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами (офтальмолог, тифлопедагог, логопед).
В начале учебного года проводится психолого-педагогическое обследование детей, изучается различная документация (заключения МПК, общая медицинская и офтальмологическая карты). По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей, заполняются индивидуальные карты. В процессе обследования определяется готовность детей к обучению, индивидуальные особенности познавательной деятельности, возможности коррекции нарушений и компенсации зрительной недостаточности. При проведении обследования учитель-дефектолог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины. Все эти данные позволяют понять, на что опираться в коррекционном обучение, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные этапы обучения. Промежуточное обследование в середине учебного года проводится с детьми, испытывающими особые трудности в обучении. В конце учебного года анализируются и обобщаются данные всех проведённых обследований, позволяющие проследить динамику развития каждого ребёнка.
Используются следующие методики:
· «Методика нейропсихологической диагностики детей» Л.С. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. Методика является необходимой и достаточной, чтобы получить общую картину состояния психической сферы ребёнка, как бы составить «психологический портрет» ребёнка и получить ответ на конкретные вопросы.
· «Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста» Э.Д. Гейци. – Новосибирск, НГПУ, 2006. Данное пособие содержит изучение психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также исследование готовности детей к обучению в школе.
· «Проверьте развитие ребёнка» Т.В. Чередникова. – СПб., 2004. Данная методика позволяет эффективно изучать интеллектуальное развитие детей, отслеживать соответствие этого развития возрастным нормативам, выявлять возможные отклонения с тем, чтобы своевременно оказывать необходимую помощь тем, кто в этом нуждается.
· «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: 2001. Данный комплект материалов направлен на исследование исключительно познавательной сферы.
· «От диагностики к развитию» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик – М.: Институт гуманитарных исследований, 2004. Данный материал предлагается для проведения первичного психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста. Предлагаемые задания позволяют выявить сформированность таких качеств психической деятельности, как: произвольность, восприятие (величина, форма, цвет, пространственные отношения), способность создавать целое из частей, способность делать обобщения на основе установления сходных признаков, понимание причинно-следственных зависимостей, тех или иных закономерностей и т.д. в ходе обследования устанавливается также бытовой и социальный опыт детей.
· «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения» Е.Н. Подколзина // Вестник тифлологии. – 2010. – № 1. – С. 3-20. Данная методика позволяет выявить имеющиеся отклонения в развитии познавательной деятельности для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.
· «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М. Безруких, Л. Морозова. – М.: Новая школа, 1996. Данная методика представляет собой комплексный тест для определения уровня зрительного восприятия и способствует решению задачи: вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать их.
· «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет и стимульный материал» А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ «Сфера», 1991. Данная методика содержит методы диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми, а также подробные разработки игр, упражнений и занятий для развития и коррекции внимания.
· «Адаптация диагностических методик по изучению Л.И. Солнцева // Дефектология. – 1998. – № 6. – С. 9-16.
· Принципы адаптации диагностических методик при обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения (Приложение №1)
б) Мониторинг динамики развития детей
Мониторинг представляет систему диагностических методик, проводимых в различные периоды с целью отслеживания результатов педагогических воздействий на здоровье, психическое развитие дошкольников с нарушениями зрения.
Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов коррекционной работы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей на каждом этапе коррекционного воздействия.
Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут коррекционно-образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг представляет полную информацию о процессе психического развития, происходящем в результате коррекционной работы.
Мониторинг включает в себя оценку физического развития ребёнка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Мониторинг динамики развития детей проводится не реже 2-3 раз в год: на начало года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика – с целью корректировки содержания индивидуальных образовательных маршрутов. Долгосрочные наблюдения и контроль за качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения. В проведении мониторинга участвуют педагоги и медицинские работники.
При наличии достоверной информации об уровне развития психических процессов имеется возможность отслеживать результаты диагностики на протяжении 4-х лет пребывания ребёнка в детском саду, делать выводы об их динамике, прогнозировать успешность коррекционной работы.
Критерии для определения уровня развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с нарушениями зрения (Приложение №2)
В ходе мониторинга педагоги заполняют таблицы (Приложение №3)
в) Планирование коррекционных мероприятий.
Содержание коррекционной работы в ДОУ определяется системой коррекционных мероприятий, обеспечивающих целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции потенциальных возможностей детей с нарушениями зрения. В содержание работы включается фактический материал, который должны усвоить дети, и на базе которого они смогут адекватно войти в общеобразовательный процесс. Направленность коррекционных мероприятий обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоения содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями зрения, способствует формированию практических умений и навыков. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметами и явлениями реального мира.
Цель работы в данном направлении - коррекция и компенсация нарушений в разных сферах жизнедеятельности детей с нарушением зрения; выявление и развитие резервных возможностей и компенсаторных механизмов у каждого ребенка.
Задачи:
· создание дополнительных офтальмо-гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;
· формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми;
· преодоление и предупреждение у дошкольников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
· развитие компенсаторных механизмов;
· формирование способов ориентировки в окружающей действительности и социального опыта взаимодействия с людьми.
Направления работы учителя-дефектолога:
1. Тифлопедагогическое обследование детей.
2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.
4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Планирование коррекционных мероприятий включает:
§ составление перспективно-тематического плана
занятий (тифлопедагог, учитель-логопед, воспитатель,
руководитель по изо, музыкальный руководитель);
§ составление плана коррекционно-педагогических
мероприятий с педагогами ДОУ;
§ составление плана коррекционно-педагогических
мероприятий с родителями;
§ составление календарного плана и плана индивидуальных
занятий с детьми;
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:
· специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;
· включение коррекционных упражнений в различные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение художественной литературы) в совместной деятельности педагогов с детьми, самостоятельной деятельности детей, а также в ходе режимных моментов.
· Включение кор мероприятий в общеразвивающие занятия.
Под влиянием коррекционного воздействия (специальных методов, приёмов, средств коррекции) происходит нормальное развитие детей и восстановление связей с окружающей действительностью.
Система планирования коррекционной работы строится в соответствии с единым тематическим планом детского сада (Приложение №4). Комплексно-тематическое планирование систематизировано с учётом этапов лечения и лексических тем. Для проведения коррекционных занятий учителя-дефектологи составляют перспективно-тематический, календарный планы и план индивидуальных занятий. Тематическое планирование отражает совместную работу педагогов ДОУ по всем разделам образовательной программы.
При организации и планировании своей работы учитель-дефектолог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, использует также экспериментальные и авторские материалы.
Учителем-дефектологом проводятся специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, формированию социально-бытовой и пространственной ориентировки, развитию мелкой моторики и осязания, развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения).
Сетка специальных коррекционных занятий учителя-дефектолога
на неделю
Вид коррекционного занятия
|
Младшая
группа |
Средняя
группа |
Старшая
группа |
Подготовительная группа |
Ориентировка в пространстве |
2 |
2 |
1 |
1 |
Развитие зрительного восприятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
Социально-бытовая ориентировка |
1 |
1 |
2 |
2 |
Все занятия организованы с помощью индивидуального и дифференцированного подхода в зависимости от потребностей в них ребенка.
Конечной целью является стабилизация всего хода психофизического и социального развития детей с нарушениями зрения для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
г) Консилиум
Консилиум – постоянно действующий, скоординированный, объединённый общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка в образовательном учреждении.
В процессе обследования выявляются дети, не усваивающие программу, имеющие тяжелые сопутствующие заболевания. Результаты диагностики таких детей выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, который определяет основные направления развития ребенка и дает рекомендации по разработке индивидуально ориентированного маршрута.
Основные направления деятельности консилиума:
· Выработка коллективных рекомендаций по основным направлениям работы;
· Формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений в целом и проблем детей;
· Комплексное воздействие на личность ребёнка;
· Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
· Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
· Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья детей, профилактическое лечение и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка.
В задачи консилиума входят:
· Организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик педагогического, клинического обследования: выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи у детей;
· Выявление резервных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций воспитателям и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения;
· Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и организации коррекционно-развивающего процесса: выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, зрительных возможностей, индивидуальных возможностей развития, адаптивности к ближайшему окружению;
· Обеспечение общей коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса, что предполагает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;
· Утверждение и согласование планов работы различных специалистов ДОУ, разработка индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой дефекта;
· Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья воспитанников для предоставления в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Положение о медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения №391 (Приложение №5).
Решением ПМПк разрабатывается индивидуальный маршрут дошкольника с учетом его психофизических, и индивидуальных особенностей. Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой дефекта (Приложение №6).
2. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Процесс коррекции и компенсации наиболее успешно осуществляется в специально-организованных условиях. Учитывая особенности развития наших воспитанников, а так же этапов лечения, мы формируем среду с учетом коррекционной направленности.
Для построения развивающей среды, в нашем ДОУ были выделены следующие принципы:
· Принцип индивидуальной комфортности;
· Принцип эстетичности и красоты;
· Принцип открытости;
· Принцип гибкого зонирования;
· Принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
· Принцип полифункциональности.
Коррекционно-развивающая среда в ДОУ компенсирующего вида соответствует как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и решает задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Организация предметно-развивающей среды представлена в таблице (Приложение №7).
Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащения соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования и здравоохранения РФ, коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребёнка в социум.
а) Безбарьерная среда
Безбарьерная среда – это создание и обеспечение условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
При организации особой предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы учитывается:
q структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации в окружающей действительности, овладении и взаимодействии с окружающими людьми и предметным миром;
q специфика организации свободного, безбарьерного передвижения, контакта и общения детей с окружающей средой;
q организация поэтапного введения ребенка в ту или иную творческую деятельность, изучая “зону актуального развития ребенка» выстраивание для него «зоны ближайшего развития»;
q обеспечение сохранения определенной стереотипности окружающей обстановки, устойчивой безопасности при передвижении;
q наличие схем и путей действия, применение вспомогательных средств;
q позволяющих преодолевать трудности социальной адаптации;
q соблюдение техники безопасности, эргономических рекомендаций, этики и эстетики;
q антропометрические данные каждого ребенка, своеобразия его мобильности, социальной активности и уровня социальной компетентности;
q формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;
q условия, при которых ребёнок не испытывает особых затруднений из-за дефекта, а весь ход его действий, планируемый педагогом, соотнесен с уровнем его возможностей;
q подбор и размещение мебели, технического оборудования, дидактического материала и игрушек.
Безбарьерная среда включает:
§ описание помещений дошкольного учреждения;
§ описание территории дошкольного учреждения;
§ соблюдение норм освещения;
§ описание оборудования мебели; соответствие её
возрастным нормам СанПина;
При организации коррекционно-развивающей среды мы учли соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условие обеспечения безопасности детей с нарушением зрения и организации безбарьерной среды. Требования к помещениям детского сада, участкам, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям отвечают требованиям СанПиН.
Коррекционно-развивающая среда побуждает детей с нарушениями зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка. Таким образом, при организации коррекционно-развивающей среды учитывается структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. То есть, созданы такие условия, которые взаимосвязаны с задачами коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы.
Кабинеты учителя-дефектолога и учителя-логопеда насыщены богатым дидактическим материалом для развития зрительного восприятия, пространственной и социально-бытовой ориентировки, развития осязания, мелкой и общей моторики, развития у детей звукопроизношения, фонематики, лексики, грамматики, связной речи и т.д.
В коррекционных группах (для детей с нарушениями зрения) учитываются особенности патологии зрения, психоэмоциональная сфера детей. В группах создана благоприятная комфортная обстановка, способствующая процессу обучения: оптимально используются наглядные пособия, достаточная освещенность помещений, удобно размещено оборудование, расположен наглядный материал на уровне глаз детей и на доступном расстоянии. Особый акцент сделан на различные пособия и игры, развивающие зрительное восприятие, пространственную и социально-бытовую ориентировку, мелкую моторику, а также речевую активность. Созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, театрализованной, эмоционально-волевой. Каждая группа носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. В младшей и средней группах учтена высокая подвижность детей 3-5 лет, а так же условия для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, а в группах старшего возраста - потребность детей в творчестве и самоутверждении, становлении произвольности психических процессов памяти, внимания, восприятия.
Для коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения используется специальный наглядный материал. Он лаконичен, понятен детям, выполнен яркими, контрастными, насыщенными цветами. Весь подобранный материал отвечает возрастным особенностям и потребностям детей, с нарушениями зрения. Позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка. Требования к подбору и предъявлению детям различной наглядности представлены (Приложение №8)
Организация коррекционно-развивающей среды осуществлена рационально, логично и удобно для детей, с учетом психолого-педагогических требований.
б) Специальные образовательные программы, методические пособия и дидактические материалы
Образовательный процесс выстраивается с использованием специальных программ и методов обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Используются следующие примерные программы:
· Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозика-Синтез, 2011.
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Подобраны специальные методические пособия и дидактический материал с учётом специальных требований:
• Л.А. Дружинина. «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». – М.: Экзамен, 2006;
• М.И. Земцова, Л.И. Плаксина «Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях». – М.: 1978;
• Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида». – М.: 2006;
• Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». – Челябинск: 2008;
• Л.А. Дружинина «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
• Л.А. Дружинина «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
• Л.И. Плаксина «Развитие восприятия у ребёнка». Москва – 2001г.;
• Л.И.Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
• Э.Д. Рубан «Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Реальные методы и упражнения». Ростов-на-Дону 2009г.;
• Н.В. Микляева, Н.П. Слободяник «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ. Методические рекомендации». Москва – 2008г.;
• О.Н.Истратова «Практикум по детской психокоррекции (игры, упражнения, техники)». Ростов-на-Дону – 2009г.;
• Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
• Т.И. Нагаева «Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки)». Ростов-на-Дону – 2008г.;
• М.А. Тарасов «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет». Москва – 2005г.;
• В.Л. Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения». Москва – 2003г.;
• И.Г. Корнилова «Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения». Москва – 2004г.;
• В.А. Феоктистова «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». – СПб.: Речь, 2005;
• Л.А. Ремезова «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин». Самара – 2008г.;
• Н.В. Краснощекова «Развитие ощущений и восприятия у детей». Ростов-на-Дону – 2007г.;
• Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль – 1998г.;
• И.В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени». Москва – 2007г.;
• Л.В. Фомичёва, Г.В. Никулина «Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения» (рабочая тетрадь). Санкт-Петербург – 2004г.;
• Наглядно-демонстрационный материал:
– Дидактические игры и развивающие пособия по плеоптике;
– Дидактические игры и развивающие пособия по ортоптике;
– Дидактические игры и развивающие пособия по диплоптике;
– Дидактические игры и развивающие пособия по стереоптике;
– Дидактические игры и развивающие пособия на развитие осязания, мелкой и общей моторики;
– Набор детских художественных книг с рельефным изображением.
Перечень дидактических игр и пособий (Приложение №9)
в) Технические средства обучения
Применение в работе технических средств играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей. К ТСО относится аппаратура, предназначенная для эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого детьми материала. Использование ТСО позволяет:
§ знакомить детей с окружающим миром во всём его многообразии;
§ выделить в сложном объекте отдельные компоненты, раскрыть их
взаимосвязь;
§ обеспечивать наглядность обучения;
§ создавать действенные мотивы к получению знаний;
§ использовать в практической деятельности.
В работе с детьми используются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
Тифлоприборы: лупы, специальные очки, линзы.
Аудиосредства: магнитофоны и музыкальные центры.
Аудиовизуальные: телевизоры, мультимедийный проектор.
Визуальных: фотоаппарат, фотокамера.
Персональные компьютеры со специальными программами и играми.
В кабинете учителя-дефектолога:
· Лампа над доской;
• Светильник «Аквариум»;
• Оптическое средство коррекции – лупа;
• Очки-тренажёры системы: «Лазер Вижн»;
• Аппарат: «Иллюзион»;
• Музыкальный центр;
• Компьютер и принтер;
• Электронные зрительные гимнастики;
• Компьютерные развивающие игры: «Калейдоскоп игр», «Цирк», «Забавная математика для малышей»,
«Лунтик – математика», «Лунтик – развивающие игры», «Лунтик – подготовка к школе» и т.д.
г) Предоставление услуг ассистента (тьютора).
Тьютор – это человек, который выполняет роль посредника между педагогом и ребёнком, и обеспечивает эффективное взаимодействие, ориентированного на достижение прогнозируемых результатов деятельности.
Цель деятельности тьютора – успешное включение ребенка с ОВЗ в среду дошкольного учреждения.
Задачи тьютора:
§ помочь освоиться в новом пространстве;
§ помочь ребёнку освоиться в роли воспитанника детского сада;
§ развивать межличностные отношения в общении со
сверстниками и взрослыми;
§ прививать ребёнку элементарные умения и навыки
самообслуживания.
Тьютор, является связующим звеном обеспечивающим координацию воспитателей, специальных педагогов необходимых ребёнку на каждом этапе образовательного процесса.
На основании приказа Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. для организации процесса индивидуальной работы с детьми, имеющими множественные (сложные) нарушения в развитии, возможна организация персонального сопровождения таких детей в образовательном пространстве (тьютор) (Приложение №10)
д) Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.
Учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия учителя-дефектолога играют роль пропедевтики – подготовки детой к различным видам деятельности. Учитель-дефектолог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.
Основная цель, которую ставит перед собой учитель-дефектолог в коррекционной работе с детьми, – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).
Проведение учителем-дефектологом специальных коррекционных занятий
На основании полученных о детях данных, учитель-дефектолог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий, то есть осуществляет дифференцированный подход – особый подход педагога к различным группам детей, заключающийся в организации коррекционной работы, различной по содержанию, объёму сложности, методам и приёмам. Дифференциация обучения учитывает индивидуализацию учебной работы внутри группы, устанавливает темп прохождения учебного материала сообразно индивидуальным возможностям детей. В группы можно дифференцировать по различным факторам:
· по остроте и степени нарушения зрения (Приложение № 11);
· по этапам лечения и характеру зрения (Приложение № 12);
· по уровню познавательной деятельности и характеру зрительных и сопутствующих заболеваний (Приложение № 13).
Подгрупповые занятия учитель-дефектолог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 мин – в младшей и средней группах, 25 мин – в старшей и 30 мин – в подготовительной группе.
Схема проведения специальных коррекционных занятий учителя-дефектолога (Приложение №14)
С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях (например, дети с тяжелой зрительной патологией, сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями – такими, как ЗПР, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.), учитель-дефектолог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения.
С детьми, не имеющими тяжелой зрительной патологии и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия один-два раза в неделю (дополнительно к подгрупповым).
Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин. (в старшей и подготовительных группах).
Особый вид индивидуальных коррекционных занятий учителя-дефектолога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортоптических аппаратах (например, на синоптофоре). Эти занятия учитель-дефектолог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Учитель-дефектолог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям учителя-дефектолога воспитатели групп также проводят с детьми (индивидуально и с подгруппами) специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-восстановительном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.
Коррекционную направленность занятий определяет использование специальной наглядности, выбор методов и приемов с учетом состояния зрительных функций, дифференцированный подход к учебно-воспитательной и коррекционной работе.
Использование специальной наглядности:
v более крупной фронтальной (до 15-20 см),
v дифференцированной индивидуальной (1-5 см),
v использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов,
v преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза,
v подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.
Выбор методов и приемов с учетом:
v возрастных и индивидуальных возможностей,
v состояния зрительных функций,
v уровня развития зрительного восприятия,
v динамических характеристик (смена деятельности на занятиях),
v уровня сформированности формообразующих движений руки, способствующих развитию глазодвигательных функций.
Индивидуальный и дифференцированный подход на занятии с учетом:
v рекомендаций учителя-дефектолога,
v уровня развития и возможностей детей (выделение степени самостоятельности, подбор определенного размера индивидуальных пособий, упрощенный или усложненный вариант задания, дифференцированная оценка результатов работы),
v уровня владения ребенком приемами и навыками,
v этапа лечения,
v постепенности отработки каждого приема без повторения одного и того же задания,
v соблюдения последовательности в использовании приемов обучения,
v остроты зрения,
v характера деятельности ребенка (быстрое вхождение в контакт, темп выполнения задания, реакцию на оценку его деятельности)
Индивидуальную коррекционную работу учитель-дефектолог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательную деятельность (например лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В этом случае он садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь. Во время прогулки учитель-дефектолог проводит индивидуальную работу, например, по обучению ориентировке на участке. В повседневной жизни детей в детском саду учитель-дефектолог индивидуально работает с нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д. Как правило, это дети с глубокой зрительной патологией или имеющие такое сопутствующее заболевание, как ЗПР. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, учитель-дефектолог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.
II. Взаимодействие специалистов
Главная цель взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения – использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса, преодолеть разобщенность в их работе, т.е. организовать комплексный подход к воспитанию обучению и лечению детей с нарушениями зрения.
Смысл комплексного подхода, по определению Ю.К. Бабанского в том, что действия каждого специалиста направлены на формирование личности ребенка в целом, а так же на интеграцию в целостную систему всех целенаправленных влияний на него.
Сущность такого подхода: работа организована так, чтобы каждый член коллектива для решения стоящих перед ним задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов, усиливая тем самым воздействие на формируемые у него функциональные навыки и процессы.
Работа по коррекции и развитию нарушенных зрительных функций прослеживается во всех направлениях работы с детьми. Коррекционно-развивающая работа проводится в тесной взаимосвязи с врачом-офтальмологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями и родителями. В ДОУ создана модель взаимодействия специалистов и воспитателей специализированных групп в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения (Приложение №15).
В основе взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения лежат:
· Единое тематическое планирование;
· Расписание занятий, соответствующее требованиям СанПиН;
· Единство требований, предъявляемых всеми специалистами;
· Системное осуществление коррекционно-развивающей работы.
Формы взаимодействия специалистов:
· Консилиумы;
· Педсоветы;
· Семинары-практикумы;
· Консультации;
· Круглые столы;
· Мастер-классы;
· Просмотр и анализ открытых занятий.
Благодаря комплексному подходу всех специалистов было разработано:
· Перспективный план взаимодействия специалистов. Подбор и отбор материала для составления планов проходил с учётом рекомендаций известных тифлологов: Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.А. Ремезовой и т.д. (Приложение №16);
· Тетради взаимосвязи специалистов с воспитателями специализированных групп, где заносятся рекомендации, диагнозы детей, острота зрения, этапы лечения, зрительные нагрузки для каждого ребёнка. А также отражается индивидуальная коррекционная работа по развитию зрения и зрительных функций с каждым ребёнком.
Все специалисты ДОУ работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребёнка и единый стиль работы в целом. Таким образом, в специализированных группах для детей с нарушениями зрения обеспечивается комплексный подход в сочетании с общеобразовательной деятельностью, что даёт положительный результат при выпуске детей в школу, социализации и адаптации их в общество.
III. Содержание консультативной и информационно-просветительской работы
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями зрения и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации дошкольников.
Консультативная работа предполагает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы, единых для всех участников образовательного процесса, а также по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми с нарушениями зрения. На основании первичной диагностики и последующего мониторинга развития ребёнка учитель-дефектолог и учитель-логопед разрабатывает рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с нарушениями зрения. Данные консультации могут быть индивидуальными или групповыми. План проведения консультаций и семинаров для педагогов специализированных групп (Приложение №17).
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями зрения, со всеми участниками образовательного процесса (педагогические работники и родители).
Информационно-просветительская работа предусматривает:
· Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, интернет), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с нарушениями зрения;
· Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями зрения.
В ДОУ запланированы мероприятия общего характера:
· родительские собрания;
· встречи родителей с представителями педагогического коллектива по темам и проблемам воспитания и развития;
· тематические выставки детских работ.
В холле детского сада находятся стенды: «Панорама коррекционной работы», наглядно-информационный стенд о правах ребёнка, «День за днём», «Растём играя», «Детский сад и семья» и т.д. В каждой группе имеются родительские уголки. Ежемесячно в детском саду выпускаются буклеты. Педагоги выступают на районных и городских мероприятиях с целью обмена опытом с другими учреждениями. Опубликование происходящих событий и практического материала на сайте ДОУ.
От успешной совместной работы педагогов ДОУ и родителей во многом зависит качество семейного воспитания, и, следовательно, дальнейшее развитие ребенка. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация их работников, невозможно достигнуть цели гармоничного развития ребенка без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Организованная работа с родителями позволяет улучшить взаимопонимание в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Она включает в себя: групповые собрания, консультации, инд. беседы, анкетирование, проведение мастер-классов, проектная деятельность, проведение дня открытых дверей, выпуск буклетов и т.д. Формы взаимодействия с родителями (Приложение №18).