муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №391 комбинированного вида «Елочка»
Октябрьского района
Юридический адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова 25 ИНН 540516315
Контактные данные: тел. 266-90-00, факс 266-21-34, e-mail ds_391_nsk@ nios.ru
ПРОЕКТ
«ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ - ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ»
(сотрудничество с родителями как обязательное условие обеспечения целостности жизни ребёнка)
Руководитель проекта:
Гордеева Н.А. – заведующий д/с
Авторы проекта:
Рыжкова Е.В. – старший воспитатель
Цыганкова О.В. – учитель-дефектолог
Новосибирск 2014
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является выстраивание системы сотрудничества семьи и педагогов дошкольного учреждения, как необходимый фактор создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Выполнять проект будут специалисты, владеющие интерактивными способами обучения взрослых и детей и обладающие высокой компетентностью в области обучения педагогов личностно-ориентированным технологиям взаимодействия взрослого и ребёнка. В проекте будут участвовать: старший воспитатель, специалисты, воспитатели общеобразовательных и специализированных групп для детей с нарушением зрения, родители. Всего в проект будет вовлечено 28 педагогов.
Данный проект необходим не только педагогам, но и родителям, а также городу в целом, для установления доверительных отношений с родителями, что окажет положительное влияние на состояние педагогического процесса, и поможет выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.
Длительность проекта 3 года.
Общая стоимость проекта 142 т.763 руб.
Запрашиваемая сумма по гранту 56 т.112 руб.
Описание учреждения
МКДОУ детский сад №391 комбинированного вида «Ёлочка» основан в 1969 г. и расположен по адресу: ул. Б. Богаткова 25. Детский сад в настоящее время имеет 11 групп, из которых две группы для детей от 1,5 до 3 лет, три специализированные группы для детей с нарушением зрения от 3 до 7 лет, шесть общеразвивающих групп для детей от 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников – 281 детей.
Миссия ДОУ заключается в объединении усилий семьи, детского сада, учителей начальных классов для создания единого образовательного пространства, раскрывающего индивидуальность ребёнка. Создание условий для здоровьесберегающей, реабилитационной, социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников в обществе, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения
Приоритетными направлениями в работе дошкольного учреждения являются:
· Комплексная система медико-педагогической диагностики, профилактической работы и коррекционно-развивающего воспитания детей с нарушением зрения;
· Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
· Развитие эмоциональной сферы детей посредством художественно-эстетического воспитания, театрализованной деятельности.
Уникальность учреждения:
• Создана система коррекционно-профилактической работы для детей с нарушением зрения.
• Разработана и внедрена система комплексного оздоровления дошкольников.
• Осуществляется редакционно-издательская деятельность: выпуск буклетов с оперативной информацией для родителей и педагогов, методических пособий и рекомендаций;
• Созданы профессиональные объединения педагогов с целью освоения инновационных технологий, успешно реализуемых в дошкольном учреждении.
• Создана театральная студия «Калейдоскоп», которая ежегодно представляет отчетные спектакли с участием детей, педагогов и родителей.
• Организована кружковая работа: «Тайна бумажного листа», «Очумелые ручки», «Тестопластика»
• Дошкольное учреждение является базой педагогической практики для студентов НГПУ кафедры «Специальная педагогика и психология»
Наш детский сад работает в тесном контакте с МНТК, Областной клинической больницей, поддерживаем связь со школой интернатом №39 для детей с нарушением зрения. Сотрудничаем с социальными институтами: СОШ №185,19, библиотекой им. Л.Н.Толстого, музей Октябрьского района, детской поликлиникой №2, клиникой «Инсайт», что позволяет расширить информационное пространство учреждения.
Коллектив детского сада принимал участие в конкурсе «Детский сад года». По результатам районного конкурса детский сад является абсолютным победителем «Детский сад года 2011».
Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска дошкольное учреждение награждено дипломом, занявшим 3 место в городском конкурсе «Детский сад года 2011».
Творческая группа педагогов ДОУ стали победителями в городском конкурсе проектов «Инновации в образовании» - номинация: «Современные технологии в развитии образования».
Протасова Ольга Викторовна заняла I место в районном конкурсе «Воспитатель года – 2014».
Постановка проблемы
Сегодня, когда в обществе происходят сложные социально-экономические процессы и одновременно изменяются цели и ценности образования, родители потеряли привычные ориентиры в вопросах обучения и воспитания своих детей. Старые методы, которые вырабатывались в культуре веками, не действуют, а новые не только не осознаны, но даже не прожиты в опыте взрослых – их учили и воспитывали по-другому.
В настоящее время необходимость пересмотра вопроса по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов друг друга.
Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, так как именно семья в первую очередь формирует мировоззрение ребёнка, его жизненную позицию, правила, по которым он действует.
Таким образом, необходимо выстроить диалог ДОУ и семьи, диалог на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Исходя из опыта, сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников через реализацию проекта «Детский сад и семья – вместе дружная семья».
Мы рассчитываем, что разработка данного проекта именно в нашем педагогическом коллективе, связана с необходимостью, соответствовать запросам современного педагогического сообщества и оперативно реагировать на трудности, обусловленные ситуацией нестабильности современного образовательного пространства.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: выстраивание системы сотрудничества семьи и педагогов дошкольного учреждения, как необходимый фактор создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
1. Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей.
2. Совершенствовать систему планирования работы с семьей.
3. Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам сотрудничества и взаимодействия с семьей.
4. Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
5. Повышать уровень доверия родителей к детскому саду и уровень родительской компетентности.
6. Повышать эффективность использования наглядной информации для родителей.
7. Организовать маркетинговую и рекламную деятельность ДОУ.
8. Определить критерии результативности взаимодействия детского сада с семьёй.
9. Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ;
Методы реализации проекта
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного учреждения, поэтому именно по этой причине дошкольное учреждение ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего детского сада была создана творческая группа, координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка. Нам пришлось находить новые формы и методы работы, которые мотивировали бы родителей идти на контакт, сотрудничать и, самое главное, чувствовать себя не просто наблюдателями, а активными участниками процесса.
В образовательном процессе будут использоваться традиционные формы работы с родителями такие, как:
- родительские собрания и циклы лекций для родителей;
- консультирование родителей (индивидуальное и групповое);
- родительские уголки, информационные стенды, буклеты и памятки для родителей;
- проведение для родителей дней открытых дверей;
- участие родителей в создании и оформлении групповой предметно-развивающей среды.
Вместе с тем, планируется внедрение инновационных форм работы с родителями:
- заседание Совета ДОУ;
- деятельность консультативного пункта «Поддержка» (работа с родителями и с детьми, не посещающими дошкольное учреждение);
- деятельность клуба молодых родителей Октябрьского района «Родительская педагогика любви»;
- он-лайн общение посредством интернет сайта.
Срок реализации 3 года (2013г. - 2016г.)
В проекте будут участвовать: старший воспитатель, специалисты, воспитатели общеобразовательных и специализированных групп для детей с нарушением зрения, родители. Всего в проект будет вовлечено 28 педагогов.
Реализация поставленных задач будет происходить в несколько этапов.
I этап – аналитический (определение состояния деятельности по вопросам взаимодействия).
II этап – основной (разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта).
III этап – итоговый (систематизация материалов).
Подготовительный этап (август 2013г. - сентябрь 2013г.)
Цель: совершенствование аналитических умений педагогов
- изучение нормативной базы;
- анализ условий реализации;
- разработка нормативной базы.
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Создание творческой группы |
ДОУ |
август |
Старший воспитатель |
Изучение программно-методических материалов и нормативных документов |
Методический кабинет |
август |
Заведующая, старший воспитатель |
Согласование проекта с администрацией ДОУ |
ДОУ |
1 неделя сентября |
Старший воспитатель |
Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи |
ДОУ |
1 неделя сентября |
Старший воспитатель |
Обсуждения и разработка комплекса мероприятий |
Методический кабинет |
2 неделя сентября |
Творческая группа |
Создание библиотеки для родителей |
ДОУ |
Сентябрь |
Старший воспитатель |
Создание единой информационно-компьютерной среды в ДОУ. |
ДОУ |
Сентябрь |
Заведующая, старший воспитатель |
Основной этап (октябрь 2013г. - апрель 2016г.)
Цель: способствовать созданию условий для работы в инновационном режиме
- оптимизация педагогического процесса;
- создание условий для профессионального роста педагогов.
Работа с педагогами
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Проведение смотра-конкурса по оформлению родительских уголков, стендов, выставок |
ДОУ |
1 раз в год |
Старший воспитатель |
Оформление карт семьи |
ДОУ |
1 раз в год |
Старший воспитатель
|
Проведение цикла консультаций, семинаров и педсовета для педагогов по курсу «Работа педагога с родителями в ДОУ». |
ДОУ |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель, творческая группа |
Выпуск памяток и буклетов с рекомендациями для педагогов |
ДОУ |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель, творческая группа |
Индивидуальное консультирование педагогов по проблемным вопросам |
ДОУ |
ежемесячно |
Старший воспитатель, творческая группа |
Проведение мастер-классов, презентаций «Коллекция педагогических идей» |
ДОУ |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель, творческая группа |
Работа с родителями
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Сбор информации о детях вновь поступающих в ДОУ |
ДОУ |
1 раз в год |
Старший воспитатель |
Оформление стендов: «Визитная карточка ДОУ»; «Успехи и достижения ДОУ»; «Конвенция о правах ребенка» и т.д. |
ДОУ |
1 раз в год |
Старший воспитатель, творческая группа |
Проведение Дня открытых дверей.
|
ДОУ |
1 раз в год |
Старший воспитатель |
Проведение общих и групповых собраний по решению актуальных проблем. |
ДОУ |
2-3 раза в год |
Заведующий, старший воспитатель |
Проведение цикла консультаций, семинаров «Родительская гостиная» |
ДОУ |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель, творческая группа |
Проведение мастер – класса, круглого стола для родителей |
ДОУ |
1 раз в квартал |
Творческая группа |
Выпуск памяток и буклетов с рекомендациями для родителей
|
ДОУ |
1 раз в квартал |
Творческая группа |
Индивидуальное консультирование родителей по проблемным вопросам |
ДОУ |
ежемесячно |
Старший воспитатель, воспитатели групп |
Заседание Совета ДОУ |
ДОУ |
ежемесячно |
Председатель Совета ДОУ
|
Работа консультативного пункта «Поддержка» |
ДОУ |
По запросу родителей |
Специалисты ДОУ
|
Работа клуба молодых родителей Октябрьского района «Родительская педагогика любви» при участии Яковенко Т.Д., заведующей отделом здоровья и развития детей «ГЦОиЗ Магистр» |
ДОУ |
ежемесячно |
Старший воспитатель |
Разработка и реализация детско-родительских проектов
|
ДОУ |
ежемесячно |
Воспитатели групп |
Организация и проведение совместных праздников и развлечений |
ДОУ |
1 раз в квартал |
Музыкальный руководитель |
Оформление тематических выставок творческих работ детей и родителей
|
ДОУ |
1 раз в квартал |
Старший воспитатель |
Создание предметно-развивающей среды в группах и благоустройство территории ДОУ
|
ДОУ и территория |
2 раза
в год |
Старший воспитатель, воспитатели групп |
Заключительный этап (май 2016г. - июль 2016г.)
Цель: обобщение результатов инновационной деятельности, трансляция опыта работы педагогов способствующих развитию самооценки профессиональных качеств
- сравнение предполагаемого и полученного результатов;
-анализ результатов и подведение итогов.
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования
|
ДОУ |
1, 2 недели мая |
Старший воспитатель, творческая группа |
Анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий, практикумы
|
ДОУ |
3, 4 недели мая |
Старший воспитатель,
творческая группа |
Анализ результатов, оформление видео и фотоматериалов
|
ДОУ |
Июнь |
Старший воспитатель,
творческая группа |
Презентация проекта, освещение в СМИ
|
ДОУ |
Июнь |
Заведующая, старший воспитатель |
Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.
|
Интернет |
Июль |
Заведующая, старший воспитатель |
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
· Повышение профессиональной компетентности педагогов.
· Повышение авторитета педагогов.
· Повышение рейтинга ДОУ и уровня доверия родителей к детскому саду.
· Установка родителей и педагогов на совместную работу, раскрытие потенциала родителей, как участников образовательного процесса
· Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.
· Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, детско-родительских отношений.
· Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
· Внедрение проектной технологии;
· Обогащение предметно - развивающей среды в группах в соответствии с требованиями к реализации ООП в ДОУ.
Оценка качества реализации проекта
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям:
· Дети (наиболее безболезненная адаптация детей при поступлении в детский сад). Критерии оценки - повышение физической активности у детей и сохранение их эмоционального здоровья
· Родители (увеличение числа семей, заинтересованных в посещении мероприятий и родительских собраний в детском саду, повышение педагогической культуры). Критерии оценки – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
· Педагоги (проведение семинаров, открытых занятий и собраний для родителей и педагогов). Критерии оценки – разработка технологии во взаимодействии ДОУ и семьи.
По окончанию проекта будет проведено:
1. Анкетирование детей, родителей и педагогов по оценке эффективности проекта в целом.
2. Анализ анкет и отзывов.
3. Предполагается обобщение материалов в виде фото-, видеоматериалов; на сайте ДОУ; выпуск статьи в газете «Дошкольник».
4. Участие в районных семинарах по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи.
Ресурсы (бюджет проекта)
ресурсы |
всего |
Имеется в руб. |
Требуется в руб. |
Канцелярские товары: карандаши простые и цветные, маркеры, картон, цветная бумага, клей, папки-скоросшиватели, мультифоры, бумага для принтера, фотобумага |
9.850 |
9.850 |
|
Типографские работы |
6.300 – октябрь
6.300 – январь
6.300 – апрель
Всего 18.900 |
|
18.900 |
Компьютер ASUS P 2B/440BX/P-11 |
23.426. |
23.426 |
|
МФУ Canon |
3.790 |
3.790 |
|
Заправка картриджей |
1.200 |
1.200 |
|
Фотоаппарат Panasonic Lumix |
5.890 |
5.890 |
|
Диски CD-R |
105 |
105 |
|
Видеокамера Panasonic |
9.890 |
9.890 |
|
Издание учебно-методического фильма |
18.000 |
|
18.000 |
Мультимедийный проигрыватель EPSON EB – S82 , ноутбук ACER, экран рулонный на треноге |
49.212 |
30.000 |
19.212 |
Услуги интернета |
2.500 |
2.500 |
|
Всего основных расходов |
142.763 |
86.651 |
56.112 |
Практическая значимость результатов
Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.
Данный проект необходим:
· руководителям образовательных учреждений;
· педагогам;
· специалистам: учителя-логопеды, тифлопедагоги, учителя-дефектологи, педагоги-психологи;
· студентам педагогических ВУЗов и средних специальных учебных заведений;
· родителям, а также городу в целом, так как позволит решить определённый круг вопросов связанных с организацией сотрудничества ДОУ и семьи.
В дальнейшем планируется продолжить установление доверительных отношений с родителями, что окажет положительное влияние на состояние педагогического процесса. А также поможет выработать единую линию взаимодействия в воспитании и полноценном развитии ребенка, определить реальные перспективы для успешного и интересного сотрудничества.