Проект: "Детский сад - два берега одной реки"

муниципальное  бюджетное

 дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад  № 391 "Елочка"

Проект: "Детский сад - два берега одной реки"

 

 

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №391 комбинированного вида «Елочка»

Октябрьского района

 

Юридический адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова 25 ИНН 540516315

Контактные данные: тел. 266-90-00, факс 266-21-34,  e-mail  ds_391_nsk@ nios.ru

 

 

 

ПРОЕКТ

«ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ -  ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ»

(сотрудничество с родителями как обязательное условие обеспечения целостности жизни ребёнка)

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Гордеева Н.А. – заведующий д/с

Авторы проекта:

Рыжкова Е.В.  – старший воспитатель

Цыганкова О.В. – учитель-дефектолог

 

 

 

Новосибирск 2014

 

 

 

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является выстраивание системы сотрудничества семьи и педагогов дошкольного учреждения, как необходимый фактор создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Выполнять проект будут специалисты, владеющие интерактивными способами обучения взрослых и детей и обладающие высокой компетентностью в области обучения педагогов личностно-ориентированным технологиям взаимодействия взрослого и ребёнка. В проекте будут участвовать: старший воспитатель, специалисты, воспитатели общеобразовательных и специализированных групп для детей с нарушением зрения, родители. Всего в проект будет вовлечено 28 педагогов.

Данный проект необходим не только педагогам, но и родителям, а также городу в целом, для установления доверительных отношений с родителями, что окажет положительное влияние на состояние педагогического процесса, и поможет выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.

 

Длительность проекта 3 года.

Общая стоимость проекта 142 т.763 руб.

Запрашиваемая сумма по гранту 56 т.112 руб.

 

 

 

 

 

 

 

Описание учреждения

      МКДОУ детский сад №391 комбинированного вида «Ёлочка» основан в 1969 г. и расположен по адресу:  ул. Б. Богаткова 25. Детский сад в настоящее время имеет 11 групп, из которых две группы для детей от 1,5 до 3 лет, три специализированные группы для детей с нарушением зрения от 3 до 7 лет, шесть общеразвивающих групп для детей от 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников – 281 детей.

Миссия ДОУ заключается в объединении усилий семьи, детского сада, учителей начальных классов для создания единого образовательного пространства, раскрывающего индивидуальность ребёнка. Создание условий для здоровьесберегающей, реабилитационной, социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников в обществе, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения

      Приоритетными направлениями в работе дошкольного учреждения являются:

·        Комплексная система медико-педагогической диагностики, профилактической работы и коррекционно-развивающего воспитания детей с нарушением зрения;

·        Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;

·        Развитие эмоциональной сферы детей посредством художественно-эстетического воспитания, театрализованной деятельности.

Уникальность учреждения:

         Создана система коррекционно-профилактической работы для детей с нарушением зрения.

          Разработана и внедрена система комплексного оздоровления дошкольников.

         Осуществляется редакционно-издательская деятельность: выпуск буклетов с оперативной информацией для родителей и педагогов, методических пособий и рекомендаций;

         Созданы профессиональные объединения педагогов  с целью освоения инновационных технологий, успешно реализуемых в дошкольном учреждении.

         Создана театральная студия «Калейдоскоп», которая ежегодно представляет отчетные спектакли с участием детей, педагогов и родителей.

         Организована кружковая работа: «Тайна бумажного листа», «Очумелые ручки», «Тестопластика»

         Дошкольное учреждение является базой педагогической практики для студентов  НГПУ кафедры «Специальная педагогика и психология»

Наш детский сад работает в тесном контакте с МНТК, Областной клинической больницей, поддерживаем связь со школой интернатом №39 для детей с нарушением зрения. Сотрудничаем с социальными институтами: СОШ №185,19, библиотекой им. Л.Н.Толстого, музей Октябрьского района, детской поликлиникой №2, клиникой «Инсайт», что позволяет расширить информационное пространство учреждения.

Коллектив детского сада принимал участие в конкурсе «Детский сад года». По результатам  районного конкурса  детский сад является абсолютным победителем  «Детский сад года 2011».

Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска дошкольное учреждение   награждено дипломом, занявшим 3 место в городском конкурсе «Детский сад года 2011».

         Творческая группа педагогов ДОУ стали победителями в городском конкурсе проектов «Инновации в образовании» - номинация: «Современные технологии в развитии образования».

Протасова Ольга Викторовна заняла I место в районном конкурсе «Воспитатель года – 2014».

Постановка проблемы

Сегодня, когда в обществе происходят  сложные социально-экономические процессы и одновременно изменяются цели и ценности образования, родители потеряли привычные ориентиры в вопросах обучения и воспитания своих детей. Старые методы, которые вырабатывались в культуре веками, не действуют, а новые не только не осознаны, но даже не прожиты в опыте взрослых – их учили и воспитывали по-другому.

В настоящее время необходимость пересмотра вопроса по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников  относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

         В  документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается  обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия  с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

         Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов друг друга.

Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, так как именно семья в первую очередь формирует мировоззрение ребёнка, его жизненную позицию, правила, по которым он действует.

         Таким образом, необходимо выстроить диалог ДОУ и семьи, диалог на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Исходя из опыта, сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников через реализацию проекта «Детский сад и семья – вместе дружная семья». 

         Мы рассчитываем, что  разработка данного проекта  именно в нашем педагогическом коллективе, связана с необходимостью, соответствовать запросам современного педагогического сообщества и оперативно реагировать на трудности, обусловленные ситуацией нестабильности современного образовательного пространства.

 

 

Цель и задачи проекта

Цель проекта: выстраивание системы сотрудничества семьи и педагогов дошкольного учреждения, как необходимый фактор создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:

1. Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей.

2. Совершенствовать систему планирования работы с семьей.

3. Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам сотрудничества и взаимодействия с семьей.

4. Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

5. Повышать  уровень доверия родителей к детскому саду и уровень родительской компетентности.

6. Повышать эффективность использования наглядной информации для родителей.

7. Организовать маркетинговую и рекламную деятельность ДОУ.

8. Определить критерии результативности взаимодействия детского сада с семьёй.

9. Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ;

 

 Методы реализации проекта

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного учреждения, поэтому именно по этой причине дошкольное учреждение ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

           Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего детского сада была создана творческая группа, координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка. Нам пришлось находить новые формы и методы работы, которые мотивировали бы родителей идти на контакт, сотрудничать и, самое главное, чувствовать себя не просто наблюдателями, а активными участниками процесса.

В образовательном процессе будут использоваться  традиционные формы работы с родителями такие, как:

- родительские собрания и циклы лекций для родителей;

- консультирование родителей (индивидуальное и групповое);

- родительские уголки, информационные стенды, буклеты и памятки для родителей;

- проведение для родителей дней открытых дверей;

- участие родителей в создании и оформлении групповой предметно-развивающей среды.

         Вместе с тем,   планируется  внедрение инновационных форм работы с родителями:

- заседание Совета ДОУ;

- деятельность консультативного пункта «Поддержка» (работа с родителями и с детьми, не посещающими дошкольное учреждение);

- деятельность клуба молодых родителей Октябрьского района «Родительская педагогика любви»;

- он-лайн общение посредством интернет сайта.

 Срок реализации 3 года (2013г. - 2016г.)

 В проекте будут участвовать: старший воспитатель, специалисты, воспитатели общеобразовательных и специализированных групп для детей с нарушением зрения, родители. Всего в проект будет вовлечено 28 педагогов.

Реализация поставленных задач будет происходить в несколько этапов.

I этап – аналитический (определение состояния деятельности  по вопросам взаимодействия).

II этап – основной (разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта).

III этап – итоговый (систематизация материалов).

 

 

 

Подготовительный этап (август 2013г. - сентябрь 2013г.)

Цель: совершенствование аналитических умений педагогов

- изучение нормативной базы;

- анализ условий реализации;

- разработка нормативной базы.

 

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Создание творческой группы

ДОУ

 август

Старший воспитатель

Изучение программно-методических материалов и нормативных документов

Методический кабинет

август

Заведующая, старший воспитатель

Согласование проекта с администрацией ДОУ

ДОУ

1 неделя сентября

 Старший воспитатель

Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи

ДОУ

1 неделя сентября

Старший воспитатель

Обсуждения и разработка комплекса мероприятий

Методический кабинет

2 неделя сентября

Творческая группа

Создание библиотеки для родителей

ДОУ

Сентябрь

Старший воспитатель

Создание единой информационно-компьютерной среды в ДОУ.

ДОУ

Сентябрь

Заведующая, старший воспитатель

 

 

Основной этап (октябрь 2013г. - апрель 2016г.)

Цель: способствовать созданию условий для работы в инновационном режиме

- оптимизация педагогического процесса;

- создание условий для профессионального роста педагогов.

 

Работа с педагогами

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Проведение смотра-конкурса по оформлению родительских уголков, стендов, выставок

ДОУ

1 раз в год

Старший воспитатель

Оформление карт семьи

ДОУ

1 раз в год

Старший воспитатель

 

Проведение цикла консультаций, семинаров и педсовета для педагогов по курсу «Работа педагога с родителями в ДОУ».

ДОУ

1 раз в квартал

Старший воспитатель, творческая группа

Выпуск памяток и буклетов с рекомендациями для педагогов

ДОУ

1 раз в квартал

Старший воспитатель, творческая группа

Индивидуальное консультирование педагогов по проблемным вопросам

ДОУ

ежемесячно

Старший воспитатель, творческая группа

Проведение мастер-классов,  презентаций  «Коллекция педагогических идей»

ДОУ

1 раз в квартал

Старший воспитатель, творческая группа

 

Работа с родителями

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Сбор информации о детях вновь поступающих в ДОУ

ДОУ

1 раз в год

Старший воспитатель

Оформление стендов: «Визитная карточка ДОУ»; «Успехи и достижения ДОУ»; «Конвенция о правах ребенка» и т.д.

ДОУ

1 раз в год

Старший воспитатель, творческая группа

Проведение Дня открытых дверей.

 

ДОУ

1 раз в год

Старший воспитатель

Проведение общих и групповых собраний по решению актуальных проблем.

ДОУ

2-3 раза в год

Заведующий, старший воспитатель

Проведение цикла консультаций, семинаров «Родительская гостиная»

ДОУ

1 раз в квартал

Старший воспитатель, творческая группа

Проведение мастер – класса, круглого стола для  родителей

ДОУ

1 раз в квартал

Творческая группа

Выпуск памяток и буклетов с рекомендациями для родителей

 

ДОУ

1 раз в квартал

 Творческая группа

Индивидуальное консультирование родителей по проблемным вопросам

ДОУ

ежемесячно

Старший воспитатель, воспитатели групп

Заседание Совета ДОУ

ДОУ

ежемесячно

Председатель Совета ДОУ

 

Работа консультативного пункта «Поддержка»

ДОУ

По запросу родителей

Специалисты ДОУ

 

Работа клуба молодых родителей Октябрьского района «Родительская педагогика любви» при участии  Яковенко Т.Д., заведующей отделом здоровья и развития детей «ГЦОиЗ Магистр»

ДОУ

ежемесячно

Старший воспитатель

Разработка и реализация детско-родительских проектов

 

ДОУ

ежемесячно

Воспитатели групп

Организация и проведение совместных праздников и развлечений

ДОУ

1 раз в квартал

Музыкальный руководитель

Оформление тематических выставок творческих работ детей и родителей

 

ДОУ

1 раз в квартал

Старший воспитатель

Создание предметно-развивающей среды в группах и благоустройство территории ДОУ

 

ДОУ и территория

2 раза

в год

Старший воспитатель, воспитатели групп

 

  

Заключительный  этап (май 2016г. - июль 2016г.)

Цель: обобщение результатов инновационной деятельности, трансляция опыта работы педагогов способствующих развитию самооценки профессиональных качеств

- сравнение предполагаемого и полученного результатов;

-анализ результатов и подведение итогов.

 

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования

 

ДОУ

1, 2 недели мая

Старший воспитатель, творческая группа

Анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий, практикумы

 

ДОУ

3, 4 недели мая

Старший воспитатель,

творческая группа

Анализ результатов, оформление видео и фотоматериалов

 

ДОУ

Июнь

Старший воспитатель,

творческая группа

Презентация проекта, освещение в СМИ

 

ДОУ

Июнь

Заведующая, старший воспитатель

Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.

 

Интернет

Июль

Заведующая, старший воспитатель

 

  

 

Ожидаемые результаты

      При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

·        Повышение профессиональной компетентности педагогов.

·        Повышение авторитета педагогов.

·        Повышение рейтинга ДОУ и уровня доверия родителей к детскому саду.

·        Установка родителей и педагогов на совместную работу, раскрытие потенциала родителей, как участников образовательного процесса

·        Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.

·        Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, детско-родительских отношений.

·        Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

·        Внедрение проектной технологии;

·        Обогащение предметно - развивающей среды в группах   в соответствии с требованиями к реализации ООП в ДОУ.

 

 

  

Оценка качества реализации проекта

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям:

·        Дети (наиболее безболезненная адаптация детей при поступлении в детский сад). Критерии оценки - повышение физической активности у  детей и сохранение их  эмоционального здоровья

·        Родители (увеличение числа семей, заинтересованных в посещении мероприятий и родительских собраний в детском саду, повышение педагогической культуры). Критерии оценки – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

·        Педагоги (проведение семинаров, открытых занятий и собраний для родителей и педагогов). Критерии оценки – разработка технологии во взаимодействии  ДОУ и семьи.

 

По окончанию проекта будет проведено:

1. Анкетирование детей, родителей и педагогов по оценке эффективности проекта в целом.

2. Анализ анкет и отзывов.

3. Предполагается обобщение материалов в виде фото-, видеоматериалов; на сайте ДОУ; выпуск статьи в газете «Дошкольник».

4. Участие в районных семинарах по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи.

 

 

 

Ресурсы (бюджет проекта)

ресурсы

всего

Имеется в руб.

Требуется в руб.

Канцелярские  товары: карандаши простые и цветные, маркеры, картон, цветная бумага, клей, папки-скоросшиватели, мультифоры, бумага для принтера, фотобумага

9.850

9.850

 

Типографские работы

6.300 – октябрь

6.300 – январь

6.300 – апрель

Всего 18.900

 

18.900

Компьютер ASUS P 2B/440BX/P-11

23.426.

23.426

 

МФУ Canon

3.790

3.790

 

Заправка картриджей

1.200

1.200

 

Фотоаппарат Panasonic Lumix

5.890

5.890

 

Диски CD-R

105

105

 

Видеокамера  Panasonic

9.890

9.890

 

Издание учебно-методического фильма

18.000

 

18.000

Мультимедийный проигрыватель EPSON EBS82 , ноутбук ACER, экран рулонный на треноге

49.212

30.000

19.212

 Услуги интернета

2.500

2.500

 

Всего основных расходов

142.763

86.651

56.112

Практическая значимость результатов

Реализация  проекта и ожидаемые  результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.

Данный проект необходим:

·        руководителям образовательных учреждений;

·        педагогам;

·        специалистам: учителя-логопеды, тифлопедагоги, учителя-дефектологи, педагоги-психологи;

·        студентам педагогических ВУЗов и средних специальных учебных заведений;

·        родителям, а также городу в целом, так как позволит решить определённый круг вопросов связанных с организацией сотрудничества ДОУ и семьи.

В дальнейшем планируется продолжить  установление доверительных отношений с родителями, что окажет положительное влияние на состояние педагогического процесса. А также поможет выработать единую линию взаимодействия в воспитании и полноценном развитии ребенка, определить реальные перспективы  для успешного и интересного сотрудничества.

   

Дата последнего обновления страницы 17.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения