муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №391 комбинированного вида «Ёлочка»»
Октябрьского района
Юридический адрес: 630102, г. Новосибирск,
ул. Б. Богаткова 25 ИНН 540516315
Контактные данные: тел. 266-90-00, факс 266-21-34,
e-mail ds_391_nsk@ nios.ru
ПРОЕКТ
«Проблемы организации
коррекционно-развивающей среды в ДОУ»
Авторы проекта:
Учитель-дефектолог
Цыганкова Ольга Викторовна
Учитель-дефектолог
Протасова Ольга Викторовна
Новосибирск 2012г.
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является создание типовой модели коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением зрения.
Выполнять проект будут специалисты, владеющие интерактивными способами обучения взрослых и детей и обладающие высокой компетентностью в области обучения педагогов личностно-ориентированным технологиям взаимодействия взрослого и ребёнка, а также в области коррекционной педагогике. В проекте будут участвовать: врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, учитель-дефектолог, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели специализированных групп для детей с нарушением зрения, а также коррекционные педагоги Новосибирского государственного педагогического университета. Всего в проект будет вовлечено 18 педагогов и около 46 детей с нарушением зрения.
Данный проект необходим не только детям с нарушением зрения, но и детям с ограниченными возможностями, а также городу в целом, так как позволит решить определённый круг социальных проблем, связанных с интеграцией «особого» ребёнка в России.
В результате реализации проекта педагоги получат достаточно простую типовую модель коррекционно-развивающей среды в ДОУ, что позволит повысить эффективность осуществления коррекционно-развивающего процесса, поддержания психологического микроклимата, осуществления комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Длительность проекта 1 год.
Общая стоимость проекта 145тыс. 633руб.
Запрашиваемая сумма по гранту 28тыс. 012руб.
Описание учреждения
МКДОУ детский сад №391 комбинированного вида «Ёлочка» основан в 1969 г. и расположен по адресу: ул. Б. Богаткова 25. Детский сад в настоящее время имеет 11 групп, из которых две группы для детей от 1,5 до 3 лет, три специализированные группы для детей с нарушением зрения от 3 до 7 лет, шесть общеразвивающих групп для детей от 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников – 281 детей.
Миссия ДОУ заключается в объединении усилий семьи, детского сада, учителей начальных классов для создания единого образовательного пространства, раскрывающего индивидуальность ребёнка. Создание условий для здоровьесберегающей, реабилитационной, социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников в обществе, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения
Приоритетными направлениями в работе дошкольного учреждения являются:
· Комплексная система медико-педагогической диагностики, профилактической работы и коррекционно-развивающего воспитания детей с нарушением зрения;
· Соцально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
· Развитие эмоциональной сферы детей посредством художественно-эстетического воспитания, театрализованной деятельности.
Уникальность учреждения:
• Создана система коррекционно-профилактической работы для детей с нарушением зрения.
• Разработана и внедрена система комплексного оздоровления дошкольников.
• Осуществляется редакционно-издательская деятельность: выпуск буклетов с оперативной информацией для родителей и педагогов, методических пособий и рекомендаций;
• Созданы профессиональные объединения педагогов с целью освоения инновационных технологий, успешно реализуемых в дошкольном учреждении.
• Создана театральная студия «Калейдоскоп», которая ежегодно представляет отчетные спектакли с участием детей, педагогов и родителей.
• Организована кружковая работа: «Тайна бумажного листа», «Очумелые ручки», «Тестопластика»
• Дошкольное учреждение является базой педагогической практики для студентов НГПУ кафедры «Специальная педагогика и психология»
Наш детский сад работает в тесном контакте с МНТК, Областной клинической больницей, поддерживаем связь со школой интернатом №39 для детей с нарушением зрения. Сотрудничаем с социальными институтами: СОШ №185,19, библиотекой им. Л.Н.Толстого, музей Октябрьского района, детской поликлиникой №2, клиникой «Инсайт», что позволяет расширить информационное пространство учреждения.
Коллектив детского сада принимал участие в конкурсе «Детский сад года». По результатам районного конкурса детский сад является абсолютным победителем «Детский сад года 2011».
Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска дошкольное учреждение награждено дипломом, занявшим 3 место в городском конкурсе «Детский сад года 2011».
Постановка проблемы
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ.
Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в общеобразовательном учреждении особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости создания в ДОУ единой коррекционно-развивающей среды.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Коррекционно-развивающая среда в ДОУ компенсирующего вида должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и решать задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащения соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования и здравоохранения РФ, коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребёнка в социум.
Проведённый нами проблемно-ориентированный анализ помог выявить основные причины недостаточности условий и коррекционно-развивающей среды:
· Постоянный рост числа детей с нарушением зрения;
· Низкая компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики;
· Недостаточность методической разработанности вопроса организации коррекционно-развивающей среды общеобразовательных учреждений.
Это делает проблему организации коррекционно-развивающей среды в ДОУ особенно актуальной. Поэтому, требуется разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением зрения.
Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, группа педагогов сможет освоить новые идеи и методы, а их воспитанники смогут освоить новые социальные навыки для того, чтобы успешно интегрироваться в социальную систему общего дошкольного и школьного образования.
Цель и задачи проекта
Цель проекта - разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением зрения.
Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач:
· Выделить основные компоненты коррекционно-развивающей среды и дать характеристику каждого из них;
· Определить принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве ДОУ;
· Выделить критерии оценки эффективности коррекционно-развивающей среды в решении образовательных, коррекционных и адаптационных задач и апробировать на практике её эффективность;
· Разработать и провести цикл консультаций для воспитателей специализированных групп по организации коррекционно-развивающей среды в специализированных группах ДОУ;
· Разработать и издать буклет для специалистов, воспитателей и родителей по данной теме;
· Принять участие во Всероссийской научно-практической конференции НГПУ по обмену опытом;
· Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ;
· Совершенствовать материально-техническую базу ДОУ.
Методы реализации проекта
Детский сад для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Поэтому одним из главных направлений деятельности коллектива стало создание развивающей среды, как фактора личностного становления ребенка. Развивающая среда детского сада это атмосфера психологической защищенности, способствующая развитию индивидуальности ребенка, что обеспечивается, прежде всего, типом взаимодействия всех взрослых и детей. Предметно-развивающая среда в нашем детском саду выполняет функцию осуществления комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, функцию обеспечения условий для коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы с детьми.
В каждой группе по-домашнему уютно, много комнатных цветов. В предметно-пространственной среде групповых комнат учитываются особенности патологии зрения, психоэмоциональная сфера детей. Созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, театрализованной, эмоционально-волевой. Расположение мебели, игрового оборудования отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, физиологии детей, позволяет детям свободно перемещаться.
Первый опыт по созданию коррекционно-развивающей среды опирался на общепедагогические требования с выделением специальных "коррекционных зон". В дальнейшем это отношение было пересмотрено, и развитие среды будет происходить с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. В этом случае можно говорить о создании коррекционно-развивающей среды, отличающейся тем от предметно-развивающей, что она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка. Таким образом, при организации коррекционно-развивающей среды следует учитывать структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. То есть должны быть созданы такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны.
В проекте будут участвовать: врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, учитель-дефектолог, логопед, старший воспитатель, муз. руководитель, воспитатели специализированных групп.
Срок реализации проекта – 1 год.
Реализация поставленных задач будет происходить в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Создание творческой группы |
ДОУ |
1 неделя августа |
Старший воспитатель |
Изучение программно-методических материалов и нормативных документов |
Методический кабинет, кабинеты логопеда и тифлопедагога |
1,2 неделя августа |
Учитель-дефектолог, логопед. |
Изучение медицинских карт врача-офтальмолога, индивидуальных карт развития ребёнка и речевых карт логопеда |
Ортоптический кабинет, кабинеты логопеда и тифлопедагога |
2,3 неделя августа |
Учитель-дефектолог, логопед, воспитатели специализированных групп |
Создание коррекционно-развивающей среды в группах |
Спец. группы |
3,4 неделя августа |
воспитатели специализированных групп |
Оснащение кабинетов тифлопедагога и логопеда |
ДОУ |
3,4 неделя августа |
Заведующая, старший воспитатель. |
Проведение диагностического обследования детей |
Группа, кабинеты тифлопедагога и логопеда |
1,2 недели сентября |
Учитель-дефектолог, логопед, воспитатели специализированных групп |
Основной этап.
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Обсуждение и разработка типовой модели коррекционно-развивающей среды в ДОУ |
Методический кабинет |
1,2 неделя сентября |
Старший воспитатель, учитель-дефектолог, логопед |
Обсуждение и разработка принципов построения коррекционно-развивающей среды в ДОУ |
Методический кабинет, кабинеты тифлопедагога и логопеда, группы. |
3,4 неделя сентября |
Старший воспитатель, учитель-дефектолог, логопед |
Обсуждение и разработка методики исследования коррекционно-развивающей среды в группах ДОУ |
Методический кабинет, кабинеты тифлопедагога и логопеда, группы. |
3,4 неделя сентября |
Старший воспитатель, учитель-дефектолог, логопед |
Разработка и проведение цикла консультаций для специалистов и воспитателей |
ДОУ |
В течение года |
Старший воспитатель,
врач-офтальмолог, учитель-дефектолог, логопед. |
Подготовка и выпуск буклета для специалистов, воспитателей, родителей по данной теме. |
ДОУ |
Октябрь,
январь |
Старший воспитатель, врач-офтальмолог, учитель-дефектолог, логопед. |
Заключительный этап.
Вид деятельности |
Место проведения |
Срок |
Ответственный |
Проведение исследования коррекционно-развивающей среды в группах ДОУ (анализ состояния) |
ДОУ |
4 неделя апреля |
Старший воспитатель, учитель-дефектолог, логопед. |
Участие во Всероссийской научно-практической конференции НГПУ
|
НГПУ |
2 неделя мая |
Преподаватель НГПУ
Старший воспитатель, учитель-дефектолог |
Проведение диагностического обследования детей |
Группа, кабинеты тифлопедагога и логопеда |
3.4 неделя мая |
Учитель-дефектолог логопед, воспитатели специализированных групп |
Проведение итогового семинара для воспитателей специализированных групп. |
ДОУ |
4 неделя мая |
Преподаватель НГПУ
врач-офтальмолог, учитель-дефектолог, логопед. |
Опубликование практического материала на сайте ДОУ |
Интернет |
Июль |
Заведующая, старший воспитатель. |
Рабочий план реализации проекта
Август
6.08.2012 - 10.08.2012. Создание творческой группы, получение подтверждения от администрации ДОУ об участии в проекте. Обсуждение проекта, об условиях его реализации (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
13.08.2012 - 17.08.2012. Изучение программно-методических материалов и нормативных документов. Сбор и изучение медицинских карт офтальмолога, индивидуальных карт развития ребёнка и речевых карт логопеда (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
В течение всего месяца - оснащение кабинетов тифлопедагога и логопеда,
создание коррекционно-развивающей среды в группах.
Сентябрь
3.09.2012 - 14.09.2012. Проведение диагностического обследования детей
3.09.2012 - 14.09.2012. Обсуждение и разработка типовой модели коррекционно-развивающей среды в ДОУ (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
10.09.2012 – 14.09.2012. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Группа ДОУ глазами современных дошкольников» (место проведения ДОУ №391 – специализированные группы).
17.09.2012 – 21.09.2012. Разработка принципов построения коррекционно-развивающей среды в ДОУ (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
24.09.2012 – 28.09.2012. Обсуждение и разработка методики исследования коррекционно-развивающей среды в группах ДОУ (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
Октябрь
4.10.2012. Заседание МПК (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
10.10.2012. Консультация для воспитателей специализированных групп по теме: «Особенности организации коррекционно-развивающей среды в группах ДОУ» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
18.10.2012. Выпуск буклета с методическими рекомендациями для специалистов, воспитателей и родителей по теме: «Какие игрушки нужны ребёнку с нарушением зрения».
Январь
15.01.2013. Консультация для воспитателей специализированных групп по теме: «Современные подходы к организации игрового пространства» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
22.01.2013. Выпуск буклета с методическими рекомендациями для специалистов, воспитателей и родителей по теме: «Какие требования можно предъявлять ребёнку с нарушением зрения?».
Март
14.03.2013. Консультация для воспитателей специализированных групп по теме: «Среда как средство социализации личности дошкольника» (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
Апрель
22.04.2013 – 30.04.2013. Проведение исследования коррекционно-развивающей среды в группах ДОУ (анализ состояния).
Май
Участие во Всероссийской научно-практической конференции НГПУ (место проведения – НГПУ).
20.05.2013 – 31.05.2013. Проведение диагностического обследования детей.
26.05.2010. Проведение итогового семинара для специалистов и воспитателей специализированных групп (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
31.05.2013. Заседание МПК по итогам года (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
Июнь
6.06.2013. Круглый стол - анализ результатов (место проведения ДОУ №391 – методический кабинет).
Июль
1.07.2013 – 2.07.2013. Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
· Педагоги города получат достаточно простую типовую модель коррекционно-развивающей среды в ДОУ;
· Повысится квалификация педагогов ДОУ (через систему обмена опыта и специальное обучение);
· Успешное осуществление коррекционно-развивающего процесса, поддержания психологического микроклимата, осуществления комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
· Дети с нарушением зрения получат интенсивное длительное комплексное лечение, сочетающееся с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-развивающую работу с учётом нарушений зрительного анализатора;
· У детей с нарушением зрения повысится мотивационная сторона познавательной деятельности и самооценка, сформируются эмоционально-положительное отношение и доверие к окружающему миру, а также дружеские отношения между сверстниками, появится уверенность в себе и своих возможностях;
· Дети с нарушением зрения приобретут социальный опыт, овладеют общепринятыми нормами поведения, что позволит успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество;
· Будет выпущено методическое пособие (буклеты) по данной технологии для специалистов и педагогов детских садов в количестве 120 экземпляров;
· Технология будет представлена на Всероссийской научно-практической конференции в НГПУ и в СМИ;
Оценка результатов.
Для оценки эффективности реализуемого проекта мы предполагаем использование количественного и качественного методов сбора и анализа данных.
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет проводиться по трём направлениям: педагоги, родители и дети.
· Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет оцениваться на практических семинарах при помощи анкет для участников;
· Оценка изучения индивидуальных интересов, потребностей детей, их предпочтений в предметно-игровой среде групп ДОУ, их активности, удовлетворённости будет отслеживаться через диагностическое обследование детей, а также через беседы с детьми, наблюдения за ними во время занятий, игр, через беседы с воспитателями и родителями;
· По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ по оценке эффективности и полезности проекта в целом.
· Степень привлечения общественного внимания к проекту через средства массовой информации.
Ресурсы (бюджет проекта)
Ресурсы |
всего |
Имеется в руб. |
Требуется в руб. |
Оборудование для кабинетов специалистов: лампа люминесцентная с рассеевателем, жалюзи, коврограф, дидактические игры |
36.000 |
26.000 |
10.000 |
Канц. товары: тетради в крупную клетку, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, картон, клей, кисти, бумага для принтера. |
9.800 |
9.800 |
|
Методическая литература
|
10.000 |
7.000 |
3.000 |
Компьютер ASUS
P 2B/440BX/P-11 |
23.426 |
23.426 |
|
МФУ Canon |
3.790 |
3.790 |
|
Заправка картриджей
|
1.200 |
1.200 |
|
Типографские работы
|
4.800 – октябрь
4.800 – январь
Всего 9.600 |
4.800 |
4.800 |
Диски CD-R |
105 |
105 |
|
Услуги интернета
|
2.500 |
2.500 |
|
Мультимедийный проигрыватель EPSON EB – S82 , ноутбук ACER, экран рулонный на треноге |
49.212 |
39.000 |
10.212 |
Всего
|
145.633 |
117.621 |
28.012 |
Практическая значимость
Результаты проекта будут использованы для повышения эффективности коррекционно-развивающей среды ДОУ в коррекционно-педагогическом процессе, что позволит детям с нарушением зрения успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество;
Данный проект необходим не только детям с нарушением зрения, но и детям с ограниченными возможностями, а также городу в целом, так как позволит решить определённый круг социальных проблем, связанных с интеграцией «особого» ребёнка в России. Включение данной категории учащихся в единый коллектив детского сада и школы на равноправной основе позволит изменить взгляды общества на их возможности, подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач.
В дальнейшем планируется продолжить работу по созданию коррекционно-развивающей среды, способствующей адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения в систему общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.