«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
(Включение детей с нарушением зрения в систему общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений)
Авторы проекта:
Руководитель группы - Одинокова Наталья Александровна – ст. преподаватель НГПУ
Гордеева Наталья Александровна – заведующий МБДОУ д/с №391
Цыганкова Ольга Викторовна - учитель-дефектолог МБДОУ д/с №391
Рыжкова Елена Викторовна – ст. воспитатель МБДОУ д/с №391
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание условий для адаптации и реабилитации в процессе интеграции детей с нарушением зрения в систему общего дошкольного и школьного образования.
Выполнять проект будут специалисты, владеющие интерактивными способами обучения взрослых и детей и обладающие высокой компетентностью в области обучения педагогов личностно-ориентированным технологиям взаимодействия взрослого и ребёнка, а также в области коррекционной педагогике. В проекте будут участвовать: врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, учитель-дефектолог, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели специализированных групп для детей с нарушением зрения, учителя начальных классов, а также коррекционные педагоги Новосибирского государственного педагогического университета. Всего в проект будет вовлечено 18 педагогов и около 46 детей с нарушением зрения.
Данный проект необходим не только детям с нарушением зрения, но и детям с ограниченными возможностями, а также городу в целом, так как позволит решить определённый круг социальных проблем, связанных с интеграцией «особого» ребёнка в России.
В результате реализации проекта педагоги города получат достаточно простую технологию развития социально-бытовой ориентировки и формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения, а дети с нарушением зрения – социальный опыт, позволяющий успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество.
Длительность проекта 1 год.
Общая стоимость проекта 163 т.513 руб.
Запрашиваемая сумма по гранту 92 т.900 руб.
Описание учреждения
МБДОУ детский сад №391 комбинированного вида «Ёлочка» основан в 1969 г. и расположен по адресу: ул. Б. Богаткова 25. Детский сад в настоящее время имеет 11 групп, из которых две группы для детей от 1,5 до 3 лет, три специализированные группы для детей с нарушением зрения от 3 до 7 лет, шесть общеразвивающих групп для детей от 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников – 270 детей.
Приоритетными направлениями в работе дошкольного учреждения являются:
· Комплексная система медико-педагогической диагностики, профилактической работы и коррекционно-развивающего воспитания детей с нарушением зрения;
· Развитие эмоциональной сферы детей посредством художественно-эстетического воспитания, театрализованной деятельности.
Методическая работа в детском саду ориентирована на достижение следующих целей:
· Охрана жизни ребёнка;
· Охрана и укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья детей;
· Создание условий для физического, эмоционального, художественно-эстетического, социально-нравственного, интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
· Выстраивание системы связей с социальными институтами.
Одним из направлений деятельности ДОУ на ближайшие два года будет являться поиск средств и организация деятельности, способствующей адаптации и реабилитации в процессе интеграции детей с нарушением зрения в общественную жизнь города и области.
Постановка проблемы
Коренные изменения в жизни страны, реформирование российского общества в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что отрицательно сказалось на самых уязвимых слоях населения, прежде всего, на детях, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе на слабовидящих детях. Создавшаяся ситуация выдвигает в числе важнейших направлений совершенствования государственной политики России в решении проблемы эффективной социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями зрения, их адаптации и интеграции в социум.
Такая интеграция может быть основана только на обеспечении равных прав, и в первую очередь права на образование, поскольку адекватной социализацией для любого ребенка в определенном возрасте становится образование. Прямым гарантом права «особого» ребенка на школьное обучение выступает Закон «Об образовании», и прежде всего ст. 5, п. 6; ст. 18, п. 2; ст. 40, п. 8; ст. 50, п. 10.
В последние годы процент детей с патологией зрения различного вида и степени тяжести, а также инвалидов по зрению увеличился. У таких детей вследствие особенностей зрительного дефекта и вторичных отклонений нередко возникают сложности в развитии психических процессов, интеллектуальном и физическом воспитании, коммуникативной деятельности, что затрудняет их дальнейшую социальную адаптацию в социуме и обучение в общеобразовательной школе.
Трудность решения этих вопросов усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений недостаточным пониманием в обществе возможностей слабовидящего ребенка, равноправно участвующего в жизни общества.
Исходя из этого, требуется разработка и создание специальных условий социальной адаптации и интеграции на основе нового содержания жизнедеятельности детей, социокультурных технологий, методов и форм организации образа жизни, учитывающих индивидуальные особенности дошкольников с нарушениями зрения.
Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, группа педагогов сможет освоить новые идеи и методы, а их воспитанники смогут освоить новые социальные навыки для того, чтобы успешно интегрироваться в социальную систему общего дошкольного и школьного образования.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Создание условий для адаптации и реабилитации в процессе интеграции детей с нарушением зрения в систему общего дошкольного и школьного образования, посредством комплекса мероприятий.
Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
· Разработать комплекс совместных мероприятий с описанием технологий специальных занятий, игр, экскурсий, праздников;
· Разработать и провести цикл консультаций для воспитателей специализированных групп и учителей начальных классов по данной теме;
· Провести практический семинар с участием учителей начальных классов, специалистов, воспитателей специализированных групп и родителей;
· Подготовить и провести экскурсии для детей с нарушением зрения в библиотеку им. Л.Н. Толстого, в школу №185, в музей истории и развития Октябрьского района г. Новосибирска;
· Подготовить детей с нарушением зрения к участию в районном конкурсе интеллектуальных игр «Мир, в котором мы живём»;
· Подготовить и издать буклет с методическими рекомендациями для специалистов, учителей, воспитателей и родителей по данной теме;
· Выступить на городском семинаре-практикуме для специалистов и воспитателей коррекционных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения по обмену опытом;
· Организовать и провести фестиваль «Вместе весело шагать по просторам» совместно со школой №185;
· Принять участие во Всероссийской научно-практической конференции НГПУ по обмену опытом;
· Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ.
Методы реализации проекта
Дошкольное образование в настоящее время ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с чем, социально-педагогическая работа со слабовидящими детьми направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с нарушением зрения возможность освоения окружающего мира, полнокровного общения со сверстниками и взрослыми, развития его творческой и социальной значимости.
Специально созданные условия адаптации и реабилитации ребенка с нарушениями зрения мы рассматриваем как систему мер, направленную на качественное усвоение общественных отношений через активность самого дошкольника.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, в котором дошкольники с нарушениями зрения находятся вместе со здоровыми детьми, является, оптимальным учреждением, в котором воспитанники в полном объеме без дополнительных финансовых затрат получают всестороннюю квалифицированную медико-психологическую, социально-педагогическую и специальную коррекционную поддержку.
В процессе адаптации в социокультурном пространстве ребенок дошкольного возраста с нарушением зрения усваивает нравственно-этические, эстетические ценности и социальные навыки, традиции общества.
Срок реализации 1 год.
В проекте будут участвовать: врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, учитель-дефектолог, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели специализированных групп для детей с нарушением зрения, учителя начальных классов, а также коррекционные педагоги Новосибирского государственного педагогического университета, родители.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
· Педагоги города получат технологию развития социально-бытовой ориентировки и формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения;
· Повысится квалификация педагогов ДОУ и школы (через систему обмена опыта и специальное обучение);
· У детей с нарушением зрения повысится мотивационная сторона познавательной деятельности и самооценка, сформируются эмоционально-положительное отношение и доверие к окружающему миру, а также дружеские отношения между сверстниками, появится уверенность в себе и своих возможностях;
· Дети с нарушением зрения приобретут социальный опыт, овладеют общепринятыми нормами поведения, что позволит успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество;
· Дети с нормальным зрением приобретут опыт сотрудничества и умение воспринимать детей с нарушением зрения как полноценных и равных членов группы;
· Будет выпущено методическое пособие (буклеты) по данной технологии для педагогов детских садов и образовательных школ в количестве 240 экземпляров;
· Технология будет представлена на Всероссийской научно-практической конференции в НГПУ и в СМИ;
· Мы надеемся, что у части общественности произойдёт преодоление стереотипов восприятия детей с ограниченными возможностями с помощью успешной интеграции в общество.
Оценка качества реализации проекта
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет проводиться по трём направлениям: педагоги, родители и дети.
· Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет оцениваться на практических семинарах при помощи анкет для участников;
· Оценка включённости детей, их активности, удовлетворённости от совместных мероприятий будет отслеживаться через диагностическое обследование детей, а также через беседы с детьми, наблюдения за ними во время занятий, игр, экскурсий, праздников, через просмотр видеоматериалов, через беседы с воспитателями и родителями;
· По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ и школы по оценке эффективности и полезности проекта в целом.
· Степень привлечения общественного внимания к проекту через средства массовой информации.