Проект "Вместе весело шагать"

муниципальное  бюджетное

 дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад  № 391 "Елочка"

Проект "Вместе весело шагать"

 

 

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

(Включение детей с нарушением зрения в систему общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений)

 

 

Авторы проекта:  

Руководитель группы  -  Одинокова Наталья Александровна –  ст. преподаватель НГПУ

Гордеева Наталья Александровна  –   заведующий МБДОУ д/с №391

Цыганкова Ольга Викторовна  - учитель-дефектолог МБДОУ д/с №391

Рыжкова Елена Викторовна – ст. воспитатель МБДОУ д/с №391

 

Краткая аннотация проекта.

 

          Целью данного проекта является создание условий для адаптации и реабилитации в процессе интеграции детей с нарушением зрения в систему общего дошкольного и школьного образования.

Выполнять проект будут специалисты, владеющие интерактивными способами обучения взрослых и детей и обладающие высокой компетентностью в области обучения педагогов личностно-ориентированным технологиям взаимодействия взрослого и ребёнка, а также в области коррекционной педагогике. В проекте будут участвовать: врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, учитель-дефектолог, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели специализированных групп для детей с нарушением зрения, учителя начальных классов, а также коррекционные педагоги Новосибирского государственного педагогического университета. Всего в проект будет вовлечено 18 педагогов и около 46  детей с нарушением зрения.

Данный проект необходим не только детям с нарушением зрения, но и детям с ограниченными возможностями, а также городу в целом, так как позволит решить определённый круг социальных проблем, связанных с интеграцией «особого» ребёнка в России.

В результате реализации проекта педагоги города получат достаточно простую технологию развития социально-бытовой ориентировки и формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения, а дети с нарушением зрения – социальный опыт, позволяющий успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество.

Длительность проекта 1 год.

Общая стоимость проекта 163 т.513 руб.

Запрашиваемая сумма по гранту 92 т.900 руб.

Описание учреждения

      МБДОУ детский сад №391 комбинированного вида «Ёлочка» основан в 1969 г. и расположен по адресу:  ул. Б. Богаткова 25. Детский сад в настоящее время имеет 11 групп, из которых две группы для детей от 1,5 до 3 лет, три специализированные группы для детей с нарушением зрения от 3 до 7 лет, шесть общеразвивающих групп для детей от 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников – 270 детей.

      Приоритетными направлениями в работе дошкольного учреждения являются:

·        Комплексная система медико-педагогической диагностики, профилактической работы и коррекционно-развивающего воспитания детей с нарушением зрения;

·        Развитие эмоциональной сферы детей посредством художественно-эстетического воспитания, театрализованной деятельности.

     Методическая работа в детском саду ориентирована на достижение следующих целей:

·        Охрана жизни ребёнка;

·        Охрана и укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья  детей;

·        Создание условий для физического, эмоционального, художественно-эстетического, социально-нравственного, интеллектуального развития детей дошкольного возраста;

·        Выстраивание системы связей с социальными институтами.

      Одним из направлений деятельности ДОУ  на ближайшие два года будет являться поиск средств и организация деятельности, способствующей адаптации и реабилитации в процессе интеграции детей с нарушением зрения в общественную жизнь города и области.

 

Постановка проблемы

 

      Коренные изменения в жизни страны, реформирование российского общества в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что отрицательно сказалось на самых уязвимых слоях населения, прежде всего, на детях, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе на слабовидящих детях. Создавшаяся ситуация выдвигает в числе важнейших направлений совершенствования государственной политики России в решении проблемы эффективной социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями зрения, их адаптации и интеграции в социум.

Такая интеграция может быть основана только на обеспечении равных прав, и в первую очередь права на образование, поскольку адекватной социализацией для любого ребенка в определенном возрасте становится образование.   Прямым гарантом права «особого» ребенка на школьное обучение выступает Закон «Об образовании», и прежде всего ст. 5, п. 6; ст. 18, п. 2; ст. 40, п. 8; ст. 50, п. 10.

      В последние годы процент детей с патологией зрения различного вида и степени тяжести, а также инвалидов по зрению увеличился. У таких детей вследствие особенностей зрительного дефекта и вторичных отклонений  нередко возникают сложности в развитии психических процессов, интеллектуальном и физическом воспитании, коммуникативной деятельности, что затрудняет их дальнейшую социальную адаптацию в социуме и обучение в общеобразовательной школе.

     Трудность решения этих вопросов усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений  недостаточным пониманием в обществе возможностей слабовидящего ребенка, равноправно участвующего в жизни общества.

     Исходя из этого, требуется разработка и создание специальных условий  социальной адаптации и интеграции на основе нового содержания жизнедеятельности детей, социокультурных технологий, методов и форм организации образа жизни, учитывающих индивидуальные особенности дошкольников с нарушениями зрения.

      Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, группа педагогов сможет освоить новые идеи и методы, а их воспитанники смогут освоить новые социальные навыки для того, чтобы успешно интегрироваться в социальную  систему общего дошкольного и школьного образования.

 

Цель и задачи проекта

 

      Цель проекта:

Создание условий для адаптации и реабилитации в процессе интеграции детей с нарушением зрения в систему общего дошкольного и школьного образования, посредством комплекса мероприятий.

      Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:

·        Разработать комплекс совместных мероприятий с описанием технологий специальных занятий, игр, экскурсий, праздников;

·        Разработать и провести цикл консультаций для воспитателей специализированных групп и учителей начальных классов по данной теме;

·        Провести практический семинар с участием учителей начальных классов, специалистов, воспитателей специализированных групп и родителей;

·        Подготовить и провести экскурсии для детей с нарушением зрения в библиотеку им. Л.Н. Толстого, в школу №185, в музей истории и развития Октябрьского района  г. Новосибирска;

·        Подготовить детей с нарушением зрения к участию в районном конкурсе интеллектуальных игр «Мир, в котором мы живём»;

·        Подготовить и издать буклет с методическими рекомендациями для специалистов, учителей,  воспитателей и родителей по данной теме;

·        Выступить на городском семинаре-практикуме для специалистов и воспитателей коррекционных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения по обмену опытом;

·        Организовать и провести фестиваль «Вместе весело шагать по просторам» совместно со школой №185;

·        Принять участие во Всероссийской научно-практической конференции НГПУ по обмену опытом;

·        Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ.

 

Методы реализации проекта

 

       Дошкольное образование в настоящее время ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с чем, социально-педагогическая работа со слабовидящими детьми направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с нарушением зрения возможность освоения окружающего мира, полнокровного общения со сверстниками и взрослыми, развития его творческой и социальной значимости.

       Специально созданные условия адаптации и реабилитации ребенка с нарушениями зрения мы рассматриваем как систему мер, направленную на качественное усвоение общественных отношений через активность самого дошкольника.

       Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, в котором дошкольники с нарушениями зрения находятся вместе со здоровыми детьми, является, оптимальным учреждением, в котором воспитанники в полном объеме без дополнительных финансовых затрат получают всестороннюю квалифицированную медико-психологическую, социально-педагогическую и специальную коррекционную поддержку.

В процессе адаптации в социокультурном пространстве ребенок дошкольного возраста с нарушением зрения усваивает нравственно-этические, эстетические ценности и социальные навыки, традиции общества.

Срок реализации 1 год.

      В проекте будут участвовать: врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, учитель-дефектолог, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели специализированных групп для детей с нарушением зрения, учителя начальных классов, а также коррекционные педагоги Новосибирского государственного педагогического университета, родители.

Ожидаемые результаты

    

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

·        Педагоги города получат технологию развития социально-бытовой ориентировки и формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения;

·        Повысится квалификация педагогов ДОУ  и школы (через систему обмена опыта и специальное обучение);

·        У детей с нарушением зрения повысится мотивационная сторона познавательной деятельности и  самооценка, сформируются эмоционально-положительное отношение и доверие к окружающему миру, а также дружеские отношения между сверстниками, появится уверенность в себе и своих возможностях;

·        Дети с нарушением зрения приобретут социальный опыт, овладеют общепринятыми нормами поведения, что позволит успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество;

·        Дети с нормальным зрением приобретут опыт сотрудничества и умение воспринимать детей с нарушением зрения как полноценных и равных членов  группы;

·        Будет выпущено методическое пособие (буклеты) по данной технологии для педагогов детских садов и образовательных школ в количестве 240 экземпляров;

·        Технология будет представлена на Всероссийской научно-практической конференции в НГПУ и в СМИ;

·        Мы надеемся, что у части общественности произойдёт преодоление стереотипов восприятия детей с ограниченными возможностями с помощью успешной интеграции в общество.

Оценка качества реализации проекта

      Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет проводиться по трём направлениям: педагоги, родители и дети.

·        Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет оцениваться на практических семинарах при помощи анкет для участников;

·        Оценка включённости детей, их активности, удовлетворённости от  совместных мероприятий будет отслеживаться через диагностическое обследование детей, а также через беседы с детьми, наблюдения за ними во время занятий, игр, экскурсий, праздников, через просмотр видеоматериалов, через беседы с воспитателями и родителями;

·        По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ и школы по оценке эффективности и полезности проекта в целом.

·        Степень привлечения общественного внимания к проекту через средства массовой информации. 

 

Дата последнего обновления страницы 17.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения