Коррекционно-развивающая работа в детском саду направлена на обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у детей с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков. Способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе, устранение речевого дефекта у детей, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психо-физического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:
· Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений.
· Организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности.
Работа по коррекции и развитию нарушенных зрительных функций прослеживается во всех направлениях работы с детьми. Соблюдаются офтальмоэргономические и офтальмогигиенические рекомендации по Б.К. Тупоногову. Учитываются рекомендации врача-офтальмолога по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей. А также учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Коррекционная направленность определяет использование:
· Специальной наглядности, более крупной фронтальной и дифференцированной индивидуальной, использование подставок и фронтов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов.
· Выбор методов и приёмов с учётом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия.
· Индивидуальный и дифференцированный подход на занятии с учётом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей детей. Дифференцированный подход зависит и от уровня владения ребёнком приёмами и навыками, от этапа лечения.
Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребёнка.
Коррекционная работа в ДОУ проводится в тесной взаимосвязи с врачом-офтальмологом, тифлопедагогом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем и воспитателями в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида / под редакцией Л.И. Плаксиной. Выделение специальных коррекционных занятий тифлопедагога обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего.
На коррекционных занятиях тифлопедагога решаются следующие задачи:
· Развивать у детей полноценное восприятие предметов окружающей среды, учить, правильно воспринимать сенсорные эталоны.
· Развивать мелкую моторику.
· Развивать зрительно-двигательную координацию.
· Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.
· Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию).
· Поддерживать в детях уверенность в себе, самостоятельность, инициативность, взаимоотношения маленькой личности с самим собою и окружающими.
Лечебно-восстановительная работа осуществляется поэтапно:
Iэтап – оптический. Цель: осуществить очковую коррекцию.
II этап – плеоптический. Цель: повышение остроты зрения.
III этап – ортоптический. Цель: развитие бинокулярного зрения.
IV этап – стериоскопический. Цель: развитие глубинного зрения.
Общей целью лечебного и педагогического процессов является функциональное выздоровление детей с нарушением зрения. Оздоровление этих детей в дошкольном возрасте социальное назначение учреждения.
Результаты коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы обеспечиваются усилиями врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, тифлопедагога, воспитателей и родителей.
Таблица №
Результаты коррекционной работы групп для детей с нарушением зрения
(по итогам городской МПК) представлены в таблице.
наименование |
2016 – 2017г. |
2017 – 2018г. |
2018 – 2019г. |
Всего пролечено детей |
47 |
51 |
46 |
Амблиопия
- с выздоровлением
- с улучшением
- без перемен |
15
4
8
3 |
15
12
3 |
11
7
4 |
Косоглазие
- с выздоровлением
- с улучшением
- без перемен |
14
5
7
2 |
18
4
14 |
27
6
21 |
Врождённая миопия
- с выздоровлением
- с улучшением
- без перемен |
|
1
1 |
3
3 |
Миопия функциональная
- с выздоровлением
- с улучшением
- без перемен |
3
3 |
2
2
|
2
1
1 |
Врождённая патология глазного дна
- с выздоровлением
- с улучшением
- без перемен |
8
5
3 |
1
1 |
1
1 |
Прочая патология
- с выздоровлением
- с улучшением
- без перемен |
|
2
1
1 |
|
Группа риска
- с выздоровлением
- с улучшением
- без перемен |
7
7 |
|
|
Итого:
- с выздоровлением
-с улучшением
- без перемен |
47
19
20
8 |
51
20
25
5 |
46
12
29
5 |